Документ
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.02.2021 № Ф09-8980/20 по делу № А60-29181/2020
Комментарий
Плата, которая вносится в бюджет за право установить рекламную конструкцию, объекта обложения НДС не образует. Это так и в ситуации, когда основанием для ее внесения является договор, заключенный с органом местного самоуправления. Следовательно, у организации-рекламодателя, которая заключает такой договор, обязанностей налогового агента по НДС не возникает. К таким выводам пришел Арбитражный суд Уральского округа. Объяснение следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента возникают у организации при предоставлении ей органами госвласти или органами самоуправления в аренду госимущества. Однако договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не является арендным, т. к. его заключение обусловлено требованиями законодательства о рекламе. Более того, деятельность по передаче прав на размещение рекламы в принципе не является предпринимательской, ведь деньги зачисляются напрямую в бюджет и не могут признаваться выручкой органа власти. При этом выдача подобных разрешений входит в полномочия исключительно местных властей.
Все эти обстоятельства, по мнению суда, означают, что отношения, возникающие по договору на установку рекламы, не приводят к возникновению объекта обложения по НДС и к возникновению обязанностей налогового агента. Они подпадают под действие пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, освобождающего от НДС выполнение работ и оказание услуг органами госвласти и местного самоуправления в рамках возложенных на них исключительных полномочий (постановление от 02.02.2021 № Ф09-8980/20 по делу № А60-29181/2020).