Судебная практика

Верховный Суд РФ разъяснил положения ТК РФ о гарантиях и компенсациях работникам Крайнего Севера

Дата публикации

Документ

"Обзор Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014)

Комментарий

Верховый Суд РФ в комментируемом обзоре разъяснил применение норм трудового законодательства, касающихся работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей: о начислении зарплаты с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, о компенсации расходов на проезд к месту отпуска и обратно и др. Рассмотрим их подробнее.

Оплата труда

Работники Крайнего Севера и приравненных к нему местностей имеют право на районные коэффициенты и надбавки к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).

  1. Применение районных коэффициентов и надбавок к зарплате поставлено статьей ст. 316 и 317 ТК РФ в зависимость от того, из каких источников финансируются работодатели. Так, к зарплате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, начисляются районные коэффициенты и надбавки, принятые органами госвласти бывшего СССР и РФ (пока соответствующее постановление не принято Правительством РФ). Повышенные коэффициенты, установленные органами государственной власти субъектов РФ или местного самоуправления, распространяются на учреждения, финансируемые за счет соответствующих бюджетов (абз. 2 ст. 316 ТК РФ). Однако они не действуют в организациях, финансируемых за счет федерального бюджета. Аналогичные выводы содержит письмо Роструда от 18.12.2009 № 3672-6-1.
  2. Применяя районные коэффициенты к зарплате, следует учитывать, что установление некоторых из них на территории бывшего СССР носило временный характер. Например, повышенные коэффициенты применялись во время строительства БАМа в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.07.1974 № 561. Поэтому по окончании строительства БАМа они не учитываются.
  3. Из положений ст.ст. 315, 316, 317 ТК РФ следует, что при расчете зарплаты должны применяться районный коэффициент и процентная надбавка, установленные в районе или местности по месту фактического выполнения работы сотрудником (в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении или вне места нахождения работодателя). При этом место нахождения организации, в штате которой состоит работник, значения не имеет. Отсутствие в трудовом договоре условий о применении коэффициента и надбавки не лишает работника права на повышенную зарплату. Аналогичный подход выражен в письме Роструда от 29.06.2011 № 1891-6-1.
  4. Районный коэффициент не начисляется на средний заработок, выплачиваемый работнику за период нахождения в служебной командировке в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такой вывод содержится в п. 4 Инструкции, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2. Во время служебной командировки сотруднику выплачивается средний заработок (ст. 167 ТК РФ).
  5. Лицам, работающим по совместительству в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, заработная плата должна начисляться с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок. Это следует из положений ч. 3 ст. 285 ТК РФ.
  6. Процентная надбавка к зарплате зависит от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При исчислении северного стажа следует учитывать следующие правила:
    • с 1 июня 1993 года стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе. Поскольку именно с этой даты действует п. 1 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012, закрепивший это правило (п. 2 Разъяснения Минтруда РФ от 16.05.1994 № 7);
    • для исчисления стажа не имеют значения основания прекращения трудовых отношений. Так, решениями Верховного Суда РФ от 30.06.2005 № ГКПИ05-727, от 07.06.2006 № ГКПИ06-526, от 03.08.2006 № ГКПИ06-823, от 10.06.2009 № ГКПИ09-536 признаны не действующими некоторые положения Постановления Минтруда РФ от 16.05.1994 № 37, Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 о прерывании северного стажа как не соответствующие закону. С учетом позиции Верховного Суда РФ не следует применять действующие нормы о прерывании северного стажа, например, п. 1 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012 о прерывании стажа при увольнении сотрудника за виновные действия;
    • в стаж не включаются периоды индивидуальной трудовой деятельности и деятельности по гражданско-правовым договорам.
  7. Осужденные к лишению свободы не имеют права на процентную надбавку к зарплате, выплачиваемую работникам Крайнего Севера и приравненным к нему местностям. Данные лица привлекаются к труду в связи с отбыванием наказания, трудовой договор с ними не заключается. В то время как надбавка распространяется только на тех, кто работает по найму, то есть на основании трудового договора (ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-I).
  8. При разработке системы оплаты труда работодатель должен учитывать следующее. Если зарплата работника северной организации установлена в размере МРОТ, то коэффициент и надбавка начисляются на него. Аналогичную позицию неоднократно высказывал Верховный Суд РФ в определениях от 30.08.2013 № 93-КГПР13-2, от 17.05.2013 № 73-КГ13-1, от 07.10.2011 № 3-В11-31, от 29.07.2011 № 56-В11-10.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ региональным соглашением в субъекте РФ может быть установлен свой МРОТ. Если региональный МРОТ включает в себя надбавки и коэффициенты, то его размер не должен быть ниже федерального МРОТ с учетом аналогичных доплат. В противном случае региональное соглашение незаконно, и зарплата исчисляется исходя из федерального МРОТ, на который начисляются надбавки и коэффициенты.

Компенсации при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников

По решению службы занятости населения за работником, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохраняется средний месячный заработок в течение 4, 5 и 6-го месяцев со дня увольнения. Работник имеет право на такие выплаты, если одновременно соблюдаются следующие условия (ст. 318 ТК РФ):

Нарушение срока обращения в службу занятости не лишает работника права на средний месячный заработок на период трудоустройства, если это произошло по вине работодателя. Такое возможно в случае, когда работодатель выдает трудовую книжку и справку о среднем заработке по истечении месяца после увольнения. Ведь данные документы необходимы при обращении в службу занятости.

Пенсионеры также имеют право на сохранение за ними среднего месячного заработка в течение 4, 5 и 6-го месяцев со дня увольнения по решению службы занятости. Несмотря на то, что указанные граждане не могут быть признаны безработными, допускается их регистрация в службе занятости в целях поиска подходящей работы. Аналогичная позиция была выражена Рострудом в письме от 11.02.2010 № 594-ТЗ.

Статьей 318 ТК РФ предусмотрено сохранение за работником среднего заработка только при ликвидации организации либо сокращении численности или штата. Поэтому работник, уволенный индивидуальным предпринимателем в связи с прекращением им предпринимательской деятельности, имеет права на сохранение средней зарплаты только в том случае, если это предусмотрено трудовым договором (ст. 307 ТК РФ).

Дополнительный выходной день

Один из родителей (опекун, попечитель, приемный родитель), работающий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, воспитывающий ребенка в возрасте до 16 лет, имеет право на дополнительный выходной день без сохранения зарплаты. Для этого он должен подать работодателю заявление (ст. 319 ТК РФ). Иных условий для предоставления такого выходного дня ТК РФ не содержит, поэтому работодатель не вправе отказать в его предоставлении в связи со служебной необходимостью.

Сокращенная рабочая неделя для женщин

Статьей 320 ТК РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлена сокращенная рабочая неделя (36 часов). Зарплата при этом выплачивается в таком же размере, как при полной рабочей неделе. Это обязанность, а не право работодателя. То есть при заключении коллективного или трудового договора работодатель не вправе устанавливать продолжительность рабочей недели свыше 36 часов.

Работа женщины за пределами сокращенной рабочей недели (36 часов) должна оплачиваться дополнительно как сверхурочная.

Если установлена продолжительность рабочего дня (смены), то сверхурочная работа оплачивается в повышенном размере: за первые два часа – не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном (ст. 152 ТК РФ).

Однако ТК РФ не установлен порядок оплаты переработки при суммированном учете рабочего времени, например, при режиме гибкого рабочего графика. В таком случае следует руководствоваться п. 5.5 Рекомендаций, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30.05.1985 № 162/12-55, и оплачивать сверхурочную работу:

К таким выводам пришел Верховный Суд РФ в Решении от 15.10.2012 № АКПИ12-1068.

Дополнительный отпуск

Лица, работающие по совместительству в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью 24 или 16 календарных дней. Этот отпуск суммируется с основным (ст. 321 ТК РФ).

В данном случае не применяются положения ст. 287 ТК РФ о том, что гарантии и компенсации лицам, работающим в северных районах, предоставляются только по основному месту работы.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

Работники Крайнего Севера и приравненных к нему местностей имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа к месту проведения ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно 1 раз в 2 года (ст. 325 ТК РФ).

Правила компенсации таких расходов организациями, финансируемыми из федерального бюджета, установлены ст. 325 ТК РФ и постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455.

Размер, порядок и условия таких выплат в организациях, финансируемых из региональных бюджетов РФ, устанавливаются органами госвласти субъектов РФ, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – органами местного самоуправления, у работодателей небюджетной сферы – коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами (ч. 8 ст. 325 ТК РФ). При отсутствии нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, определяющих правила выплаты компенсации в указанных организациях, применяются положения федерального законодательства, то есть ст. 325 ТК РФ и Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 № 455.

При выплате таких компенсаций работодатели должны учитывать следующие особенности.

  1. Статья 325 ТК РФ предусматривает возмещение расходов на проезд только при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Это правило применяется в организациях, финансируемых из федерального бюджета (см. Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2013 № АПЛ13-389). Однако для работников других организаций нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, трудовым (коллективным) договором может быть установлено возмещение расходов не только при ежегодном оплачиваемом отпуске, но и при других видах отпусков: по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Такой подход был высказан также в письме Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2010 № 217-13.
  2. Работник Крайнего Севера и приравненных к нему местностей имеет право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска с последующим увольнением. Положения ТК РФ не ограничивают возмещение расходов в таком случае.
  3. Оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно должна производиться работнику даже в том случае, если он вернулся в районы Крайнего Севера после истечения срока ежегодного оплачиваемого отпуска. Аналогичное мнение содержится в письме Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2009 № 194-13.
  4. Положения ч. 2 ст. 325 ТК РФ обязывают работодателя оплатить неработающим членам семьи работника стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Такая компенсация предоставляется при условии, что сам работник выезжает к месту отдыха из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Минздравсоцразвития РФ в письме от 24.08.2006 № 1010-13 отразило такой же подход.
  5. Если территория не относится к районам Крайнего Севера и приравненным местностям, но относится к районам, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, то оплата проезда к месту отпуска сотрудникам организаций в этих местностях не положена. Ведь согласно ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-I данная компенсация распространяется исключительно на лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
  6. Работодатель не должен устанавливать фиксированный размер компенсации проезда к месту проведения отпуска и обратно, который ниже фактически понесенных расходов. Размер такой компенсации должен соответствовать ее предназначению, то есть гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. Такой вывод согласуется с позицией КС РФ, высказанной в постановлении от 09.02.2012 № 2-П (см. также Определения Верховного Суда РФ от 05.10.2012 № 53-КГ12-4, от 11.03.2011 № 60-В10-4).
  7. Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем (ч. 3 ст. 325 ТК РФ). Пунктом 8 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 уточняется, что оплачиваются подтвержденные чеками расходы на топливо, но не выше стоимости проезда по кратчайшему маршруту, рассчитанной исходя из норм расхода топлива. Такие затраты могут быть подтверждены:
    • квитанциями, чеками, товарными чеками автозаправочных станций, которые подтверждают расходы на топливо;
    • справками автотранспортных предприятий, осуществляющих междугородные перевозки, о кратчайшем расстоянии следования автомобильным транспортом к месту проведения отпуска и обратно;
    • справками автотранспортных предприятий о нормативном расходе топлива для транспортных средств, на которых осуществлялся выезд в отпуск;
    • документами, подтверждающими проведение отпуска в избранном работником месте (справки, выдаваемые администрацией сельского совета, районной администрации, квитанции гостиниц о регистрации при временном проживании и т.п.).
    При этом расчет следует производить с использованием норм расхода топлива, содержащихся в Методических рекомендациях, утв. Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р.
  8. Согласно ч. 1 ст. 325 ТК РФ работнику компенсируется стоимость проезда по территории РФ к месту отпуска и обратно. На практике возникают споры о размере компенсации при поездке работника за пределы РФ воздушным транспортом, если при этом не производится посадка в аэропорту, ближайшем к месту пересечения границы РФ. Документами, которые подтверждают произведенные расходы в этом случае, являются (п. 6 и 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455):
    • перевозочные документы (билеты), маршрутные квитанции, посадочные талоны;
    • справки о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданные транспортной организацией либо ее агентом.

Транспортная организация может производить расчет стоимости перевозки по территории РФ и выдавать соответствующую справку в произвольной форме. Так, в расчете могут использоваться значения ортодромических расстояний, представляемые ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (http://www.matfmc.ru). Законодательно порядок расчета стоимости перелета по территории РФ при отдыхе гражданами за пределами РФ не определен.

Компенсация расходов, связанных с переездом

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом сотрудника на новое место жительство из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется для работодателей (ч. 5 ст. 326 ТК РФ):

При этом для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, могут быть предусмотрены правила предоставления таких выплат, отличные от установленных ст. 326 ТК РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Например, предоставление сотруднику компенсации при наличии определенного стажа работы (см. определение Верховного Суда РФ от 26.03.2010 № 93-В10-1, от 8.10.2010 № 93-В10-2).