Нужно ли предпринимателю вставать на учет в органе ПФР, если он нанимает работников?
Несмотря на то, что с 01.01.2017 уплату страховых взносов контролируют налоговые инспекторы, за органами внебюджетных фондов сохранены отдельные полномочия в сфере обязательного страхования.
Так, в органы Пенсионного фонда РФ по-прежнему необходимо представлять персонифицированную отчетность по физлицам (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Для этого организация или предприниматель должны зарегистрироваться в территориальном органе фонда (ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, далее – Закон № 167-ФЗ).
До 01.01.2017 действовало положение о том, что предприниматель, нанимающий работников, встает на учет в органе ПФР в качестве страхователя в срок не позднее 30 дней с даты заключения с физлицом трудового либо гражданско-правового договора. Для этого требовалось представить заявление по утвержденной форме.
С 01.01.2017 такое требование отменено. Теперь предпринимателю не нужно совершать каких-либо действий для постановки на учет в отделении фонда. Все необходимые данные о нем (содержащиеся в ЕГРИП) в орган ПФР перешлет налоговая инспекция.
Соответствующие изменения в ст. 11 Закона № 167-ФЗ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ.
Это еще раз уточнили специалисты ФНС России в письме от 31.01.2017 № БС-4-11/1628@, отметив, что подавать заявление о регистрации в фонде в качестве страхователя предпринимателю не нужно.