Минфин разъяснил порядок отражения в бухгалтерском учете некоторых операций и привел Перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту за 2016 год.
Минфин России выпустил рекомендации для аудиторов по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год. Рекомендации приведены в приложении к письму от 28.12.2016 № 07-04-09/78875. В одном из разделов рекомендаций финансовое ведомство разъяснило порядок отражения в бухгалтерском учете некоторых операций, в частности, платы за автомобильные дороги, экологического сбора и др.
Минфин указал, что сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, в бухгалтерском учете признается расходом. Поэтому начисленная сумма платы отражается по дебету счетов учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Фактически уплаченные суммы платы учитываются по дебету счета 68. Согласно действующему порядку сумма платы уменьшает транспортный налог. Поэтому при отражении в учете суммы налога, причитающегося к уплате в бюджет по итогам налогового периода, в кредит счета 68 следует относить сумму налога за вычетом фактически уплаченной в этом налоговом периоде суммы платы.
Финансовое ведомство отметило, что сумма экологического сбора, начисляемая организацией по мере выпуска соответствующих товаров, отражается по дебету счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции с кредитом счета 68. При этом в отчете о финансовых результатах сумма экологического сбора отражается в составе коммерческих расходов наряду с иными расходами на продажу.
Согласно действующему порядку суммы кредиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. Минфин разъяснил, что этих документов недостаточно для списания кредиторской задолженности перед бюджетом по налогам и сборам. Для списания такой задолженности организация должна иметь документы от соответствующих органов о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.
Отметим, что порядок признания задолженности по налогам, пеням и штрафам безнадежной к взысканию установлен ст. 59 НК РФ. Согласно этой статье указанная задолженность может быть признана безнадежной на основании решения суда, постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, а также на основании решения налогового органа и решения таможенного органа (по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств" поступления денежных средств от валютно-обменных операций (за исключением потерь или выгод от операции) не являются денежными потоками организации. Ссылаясь на это положение, Минфин отметил, что доходом (расходом) от продажи организацией иностранной валюты является сумма выгоды (потерь) от этой операции, рассчитываемая как разница между суммой денежных средств в рублях, полученных при продаже иностранной валюты, и рублевой оценкой этой валюты на дату операции.
На основании норм ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" при участии организации в судебном споре с налоговым органом, по итогам которого вероятна выплата штрафа, пеней, неустойки за нарушение налогового законодательства, в бухгалтерском учете признается соответствующая сумма оценочного обязательства. Минфин разъяснил, что в соответствии с п. 8 указанного ПБУ величина признанного оценочного обязательства должна относиться на тот вид расходов, на который относится сумма соответствующего налога. В случае если оценочное обязательство признано в связи с нарушением организацией порядка уплаты налога на прибыль, это обязательство относится в дебет счета 99 "Прибыли и убытки".
В рекомендациях Минфин разъяснил, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы заключительная и вступительная бухгалтерские отчетности на дату преобразования не формируются. В этом случае отчетный период для целей составления бухгалтерской отчетности этого лица не прерывается и отчетным годом для такого юридического лица является период с начала года, в котором осуществлено преобразование, по 31 декабря этого года.
Напомним, что обязательный аудит организаций проводится в случаях, установленных п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Помимо случаев, прямо указанных в этом пункте, в нем отмечено, что обязательный аудит проводится в иных случаях, установленных федеральными законами. Во исполнение данной нормы Минфин России обнародовал Информацию с Перечнем организаций, которые должны проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2016 год. Перечень организаций см. здесь.