ФНС России утвердила формы документов для целей налогового мониторинга.
С 1 января 2015 года Налоговым кодексом РФ закреплена еще одна форма контроля со стороны налоговых органов (помимо камеральных и выездных проверок) – налоговый мониторинг. Порядку его проведения посвящены новые главы 14.7 и 14.8 НК РФ (введены Федеральным законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ).
Налоговый мониторинг позволяет налогоплательщикам решить с проверяющими спорные вопросы налогообложения до момента сдачи отчетности. В ходе данной процедуры налоговый орган составляет по собственной инициативе или же по запросу организации мотивированное мнение о правильности расчета налогов и своевременности их уплаты (ст. 105.30 НК РФ).
Подробная информация о том, какие организации вправе обратиться в налоговую инспекцию с целью проведения в отношении них такого мониторинга, о правилах осуществления данной процедуры, представлена в комментарии.
Так, для осуществления мониторинга необходимо представить в налоговый орган (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):
-
заявление;
-
регламент информационного взаимодействия;
-
информацию о юридических и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации (с долей такого участия более 25 процентов);
-
учетную политику для целей налогообложения, действующую в том году, в котором налогоплательщик обращается в инспекцию.
ФНС России приказом от 07.05.2015 № ММВ-7-15/184@ утвердила формы перечисленных документов (кроме учетной политики, для которой специальная форма не требуется), а также требования к регламенту информационного обмена. Приказ вступает в силу 5 июня 2015 года.
Заметим, что несоответствие регламента информационного взаимодействия, разработанного организацией, установленным ФНС России форме и требованиям, влечет отказ в осуществлении налогового мониторинга (пп. 3 п. 5 ст. 105.27 НК РФ).
В текущем году организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении мониторинга уже в 2016 году. Сделать это нужно не позднее 1 июля 2015 года (п. 1 ст. 105.27 НК РФ).
Напомним, что преимуществом налогового контроля в виде налогового мониторинга является то, что налоговые органы впоследствии не вправе проводить камеральные и выездные проверки тех периодов, которые были охвачены мониторингом, за исключением следующих случаев:
- в отношении камеральной проверки (п. 1.1 ст. 88 НК РФ):
-
налоговая декларация (расчет) подана после 1 июля года, следующего за тем годом, в котором был осуществлен мониторинг;
-
подана декларация по НДС, в которой налог заявлен к возмещению;
-
подана декларация по акцизам, в которой акциз заявлен к возмещению;
-
представлена уточненная декларация за период, приходящийся на время мониторинга, с суммой налога к уменьшению либо с суммой убытка, увеличенной по сравнению с данными первоначальной декларации;
-
налоговый мониторинг прекращен досрочно (например, если налогоплательщик не исполнил регламент информационного взаимодействия);
-
- в отношении выездной проверки (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):
-
проверку проводит вышестоящий налоговый орган в целях контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, проводившего мониторинг;
-
мониторинг прекращен досрочно;
-
не исполнено мотивированное мнение налогового органа, составленное в процессе мониторинга (предметом выездной проверки будет порядок уплаты налогов в соответствии с таким мнением);
-
представлена уточненная декларация за период, приходящийся на время мониторинга, с суммой налога к уменьшению по сравнению с данными первоначальной декларации.
-