Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.09.2021 № 14-1/ООГ-8651
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России рассмотрел обращение и по компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами определяются статьями 13 - 13.7 Федерального закона № 115-ФЗ.
На основании части 5 статьи 11, части 1 статьи 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан (в том числе высококвалифицированных специалистов), если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
С учетом изложенного, на трудовые отношения с иностранным гражданином распространяется действие норм ТК РФ об оплате труда (глава 20 ТК РФ).
В соответствии со статьей 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:
1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Целью выдачи расчетного листка является необходимость проинформировать работника, из каких составных частей складывается его очередная заработная плата.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 136 ТК РФ форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Таким образом, работодатель обязан извещать работника о составных частях заработной платы при выплате заработной платы в соответствии с формой, утвержденной работодателем.
Особого порядка выдачи расчетных листков работникам – иностранным гражданам ТК РФ не предусмотрено.
Одновременно информируем, что в соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Согласно статье 3 Федерального закона № 53-ФЗ государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства.
С учетом изложенного, работодатели – организации всех форм собственности обязаны выдавать работникам (в том числе, иностранным гражданам) расчетные листки, составленные на русском языке.
При этом правовых ограничений о включении организацией в расчетный листок в дополнение к тексту на русском языке перевода на иностранном языке не имеется.
Заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства |
С.Ю. Горбарец |