Письмо ФНС России от 29.06.2018 № 17-15/138351@
Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - Управление) рассмотрело Ваше обращение от 08.06.2018, поступившее из Федеральной налоговой службы письмом от 18.06.2018 № 20-3-04/0478@ (вх № 227591 от 18.06.2018), и сообщает следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1173 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и на Управление не распространяется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05 2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ пользователи контрольно-кассовой техники обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа в момент оплаты товаров (работ услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ установлены основные понятия, в том числе:
- пользователь - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов;
- расчеты - прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.
Пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ определены обязательные реквизиты, содержащиеся в кассовом чеке и включающие в себя, в том числе признак расчета: получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода.
Согласно пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно- кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети «Интернет».
В свою очередь, согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.
Одновременно Управление обращает Ваше внимание, что порядок выдачи денежных средств из кассы подотчетному лицу регламентируется Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание).
В соответствии с пунктом 6 Указания, выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам 0310002.
Выдача наличных денежных средств из кассы под отчет по существу не является расчетом, в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ, в связи с чем, применение контрольно-кассовой техники не требуется.
Управление обращает внимание, что при осуществлении расчетов идентификация покупателя как юридического лица происходит на основании предъявляемой им доверенности на совершение расчетов от имени юридического лица. Также важным фактором взаимодействия юридических лиц является договор. Соответственно при соблюдении указанных условий сторонами расчета будут являться два юридических лица.
При этом если подотчетное лицо совершает покупки без предъявления доверенности от организации, то в расчетах оно будет квалифицироваться как физическое лицо.
Следует отметить, что Государственной Думой Федерального Собрания в настоящее время рассматривается законопроект № 344028-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», согласно которому кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, должен содержать в том числе наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя) и идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента).
Таким образом, законопроектом предполагается, что при расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями обязанность применения контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации случаях возникнет только у одной из сторон расчета, при этом сформированный кассовый чек позволит идентифицировать обе стороны.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно- кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса |
И.В.Шульга |