Что является объектом налогообложения
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются:
- наземные транспортные средства - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани;
- воздушные транспортные средства - самолеты, вертолеты;
- водные транспортные средства - теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда);
- другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вышеперечисленные транспортные средства признаются объектом налогообложения, если они прошли государственную регистрацию (письмо Минфина России от 08.10.2024 № 03-05-06-04/97233).
При этом уклонение от регистрации транспортного средства, учитываемого на балансе в качестве эксплуатируемого, не освобождает от уплаты налога (постановления Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 № 14341/11, ФАС Поволжского округа от 06.06.2014 № А65-19000/2013).
Однако следует учитывать, что сама по себе регистрация транспортного средства не влечет обязанности платить транспортный налог, если фактически транспортного средства у организации нет (украдено, не передано на баланс) (п. 3.1, 3.5 ст. 362 НК РФ, постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2010 № А56-20453/2008 и ФАС Волго-Вятского округа от 16.09.2010 № А39-6521/2009).
Если автомобиль находится в неисправном состоянии и не используется в дорожном движении, его необходимо снять с государственной регистрации, и в этом случае такое транспортное средство не будет подлежать налогообложению транспортным налогом. В противном случае неиспользуемое транспортное средство будет являться объектом налогообложения (письмо Минфина России от 03.07.2008 № 03-05-06-04/39).
Что не является объектом налогообложения
В п. 2 ст. 358 НК РФ содержится закрытый перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения:
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, при этом источник приобретения такого рода транспортных средств не имеет значения (письмо Минфина РФ от 26.03.2009 № 03-05-04-04/02);
- автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты
населения в установленном законом порядке.
Для реализации данной льготы в контролирующие органы достаточно предоставить документ (ПТС) с отметкой, что автомобиль специально оборудован для использования инвалидом или получен (приобретен) через органы социальной защиты населения (письма Минфина России от 29.01.2019 № 03-05-06-04/4853, ФНС России от 10.06.2016 № СА-17-11/90). - промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления)
организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
По мнению ФНС России условиями применения рассматриваемой льготы являются ( п. 8 Приложения к письму ФНС России от 21.02.2023 № БВ-4-7/2101):- принадлежность пассажирских и грузовых речных, морских и воздушных судов налогоплательщику;
- осуществление пассажирских и грузовых перевозок с их использованием в качестве основного (базового) вида деятельности. Отметим, что данные о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности включаются в ЕГРЮЛ и ЕГРИП (пп. "п" п. 1, пп. "о" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Приведенный подход прослеживается и в ранее выпущенном письме ФНС России от 14.11.2022 № БС-3-21/12645@. Также ведомство указало на отсутствие иных условий для применения рассматриваемой льготы (например, использование исключительно для регулярных перевозок, достижение определенного объема дохода). Аналогичный вывод поддерживается и судебной практикой, в частности, в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21.12.2022 № 305-ЭС22-17644 по делу № А41-68521/2021 (включено письмо ФНС России от 30.01.2023 № БС-4-21/977@ об Обзоре правовых позиций ВС РФ и КС РФ за IV квартал 2022 года).
- тракторы, самоходные комбайны, самоходные машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, специальные и специализированные автотранспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
- транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Такая льгота предоставляется налогоплательщикам только при наличии Свидетельства о праве плавания под государственным флагом РФ с даты регистрации судна в РМРС и ежегодного подтверждения такой регистрации (письмо Минфина РФ от 22.06.2012 № 03-03-06/1/319); - морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда;
- плавательные и воздушные суда, зарегистрированные соответственно в Российском открытом реестре судов и Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района (на территориях Калининградской области и Приморского края) в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 291-ФЗ;
Транспортные средства, имеющие транзитные номера, не являются объектом налогообложения транспортным налогом, поскольку при выдаче регистрационных знаков "Транзит" делается только отметка в паспорте транспортных средств, а свидетельства о регистрации транспортных средств в таких случаях не выдаются (письма Минфина РФ от 03.07.2008 № 03-05-06-04/39, ФНС России от 01.09.2011 № ЗН-3-11/2995@).
Порядок уплаты налога сельхозпроизводителями
Термин "сельскохозяйственный товаропроизводитель" НК РФ не определен. Минфин России в своем письме от 17.09.2018 № 03-05-05-01/66286 рекомендует использовать определение, данное Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:
- организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года;
- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
- крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Как следует из пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ сельхозпроизводители не уплачивают транспортный налог, если одновременно соблюдаются следующие условия:
- владелец транспортного средства должен являться сельскохозяйственным товаропроизводителем;
- транспортные средства (тракторы, самоходные комбайны, самоходные машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, специальные и специализированные автотранспортные средства) должны быть зарегистрированы на сельхозпроизводителя;
- транспортные средства используются для производства сельскохозяйственной продукции.
При соблюдении этих условий транспортные средства не признаются объектом налогообложения, даже если они наряду с деятельностью, связанной с проведением сельхозработ, используются для целей, не связанных с этой деятельностью (письма Минфина РФ от 05.06.2006 № 03-06-04-04/22 , ФНС России от 13.06.2023 № БС-4-21/7413@).
Порядок уплаты налога при угоне транспортного средства
На находящееся в розыске угнанное транспортное средство транспортный налог не начисляется (п. 3.5 ст. 362 НК РФ). При этом факт угона должен быть подтвержден документально. Подробнее об этом см. статью.
Порядок уплаты налога при снятии с учета транспортного средства
В случае снятия с учета транспортного средства взимание транспортного налога прекращается.
Если транспортное средство снято с учета (исключено из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода, то транспортный налог (авансовый платеж по налогу) исчисляется с учетом коэффициента - п. 3 ст. 362 НК РФ.
Порядок уплаты налога в связи с принудительным изъятием транспортного средства
Если право собственности на транспортное средство прекращено в связи с его принудительным изъятием по основаниям, предусмотренным федеральным законом, то исчисление налога по нему прекращается с первого числа месяца, в котором оно было принудительно изъято (п. 3.4 ст. 362 НК РФ).
Для этого налогоплательщик должен представить в любую инспекцию заявление, в котором необходимо указать сведения об изъятом транспортном средстве (вид, марку, государственный регистрационный номер), а также сведения о документе, который послужил основанием для изъятия транспортного средства. Форма, порядок заполнения и формат представления указанного заявления утверждены приказом ФНС России от 19.07.2021 № ЕД-7-21/675@. К заявлению можно приложить документы, которые подтвердят принудительное изъятие транспортного средства.
Налогоплательщик вправе подать заявление и документы в любой налоговый орган, а граждане (в т. ч. ИП) – еще и через МФЦ.
Срок подачи налогоплательщиком заявления не определен. Иначе говоря, сделать это можно в любой момент. Мы рекомендуем подавать заявление в разумные сроки после документального подтверждения изъятия транспортного средства. Полученное заявление инспекция рассматривает в течение 30 рабочих дней с момента его получения. Этот срок может быть продлен (не более чем на 30 дней), если инспекции необходимо запросить сведения, подтверждающие изъятие транспорта. По итогам рассмотрения заявления налогоплательщик получит уведомление о прекращении начисления транспортного налога или об отсутствии оснований для таких действий.
Порядок уплаты налога в связи с гибелью (уничтожением) транспортного средства
Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспортного средства на основании заявления, поданного в ИФНС (п. 3.1 ст. 362 НК РФ). При этом снимать транспортное средство с учета не обязательно. Форма, порядок заполнения и формат представления указанного заявления утверждены приказом ФНС России от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@. Однако если такое заявление не подать, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспорта на основании имеющихся у налогового органа сведений (абз. 9 п. 3.1 ст. 362 НК РФ, письмо ФНС России от 16.10.2023 № БС-4-21/13173@).
Факт гибели (уничтожения) можно подтвердить, приложив к заявлению оправдательные документы. В противном случае инспекция должна самостоятельно запросить соответствующие сведения у органов и иных лиц, у которых они имеются.
Налогоплательщик вправе подать заявление и документы в любой налоговый орган, а граждане (в т. ч. ИП) – еще и через МФЦ.
Заявление рассматривается инспекцией в течение 30 рабочих дней со дня его получения. Если у ИФНС отсутствуют документы, подтверждающие факт гибели (уничтожения) транспортного средства, срок рассмотрения заявления может быть увеличен до 60 рабочих дней (это необходимо для направления запроса в порядке межведомственного взаимодействия). Поэтому вместе с заявлением рекомендуется всегда представлять подтверждающие документы. По результатам рассмотрения заявления инспекция направляет налогоплательщику уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением транспортного средства (с указанием периода, с которого исчисление налога прекращается) либо сообщение об отсутствии основания для прекращения исчисления налога (с указанием основания отказа).