Введение

Общая характеристика программы «1С:Свод отчетов 8 ПРОФ»
Готовое решение по автоматизации сбора отчетности и подготовке сводных отчетов
Структура руководства

Главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств; главные администраторы, администраторы доходов бюджетов; главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов; финансовые органы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов (далее – финансовые органы); органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее – органы казначейства); органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (далее – органы, осуществляющие кассовое обслуживание) составляют годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и представляют ее вышестоящему распорядителю (администратору) средств.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление бюджетной отчетности является частью бюджетного процесса.

В соответствии со статьей 264.2 БК РФ и пунктом 10 «Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н), получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки. Администратор доходов бюджета представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему администратору, выполняющему отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета, и (или) главному администратору доходов бюджета в установленные ими сроки. Администратор источников финансирования дефицита бюджета представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему администратору, выполняющему отдельные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, и (или) главному администратору источников финансирования дефицита бюджета в установленные ими сроки.

Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств; главный администратор, администратор, выполняющий отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета; главный администратор, администратор, выполняющий отдельные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета на основании представленной распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета бюджетной отчетности составляет сводную и (или) консолидированную бюджетную отчетность и представляет ее финансовому органу соответствующего бюджета и (или) главному распорядителю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета в установленные ими сроки.

Финансовый орган на основании представленной ему консолидированной бюджетной отчетности составляет консолидированную бюджетную отчетность об исполнении бюджета и представляет ее финансовому органу, уполномоченному формировать отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, в установленные им сроки.

Согласно пункту 7 Инструкции № 191н главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений (далее – бюджетные, автономные учреждения), созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (далее – учредитель), финансовые органы публично-правовых образований формируют сводную (консолидированную) бюджетную отчетность с учетом выверки взаимозависимых показателей годовой, квартальной сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, сформированной ими на основании бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений, представленной бюджетными, автономными учреждениями по формам и в порядке, установленным Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно «Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений», утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н), учреждение, имеющее в своем подчинении обособленные подразделения (далее – головное учреждение), составляет сводные отчеты на основании отчетов, составленных и представленных обособленными подразделениями, путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам отчетов. Бухгалтерская отчетность представляется учреждениями учредителю для составления им сводной бухгалтерской отчетности и ее представления финансовому органу соответствующего бюджета.

Согласно требованиям Инструкции № 191н и Инструкции № 33н бюджетная отчетность и бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений формируются в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с представлением в орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, либо, по решению финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, в указанный финансовый орган, на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем (финансовым органом) сроки.

В случае отсутствия организационно-технической возможности формирования и хранения бухгалтерской отчетности в виде электронного документа и (или) в случае если законодательством Российской Федерации установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе, отчетность формируется на бумажном носителе и представляется учредителю (в финансовый орган) с одновременным представлением ее электронной копии на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи.

Субъект бюджетной (бухгалтерской) отчетности, ответственный за формирование сводной и (или) консолидированной отчетности (далее – пользователь отчетности), обязан производить проверку предоставленной ему отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению путем выверки показателей представленной отчетности по установленным соответственно Министерством финансов Российской Федерации и пользователем отчетности контрольным соотношениям (далее – камеральная проверка бухгалтерской отчетности).

Приведенные в отчетности показатели должны соответствовать контрольным соотношениям, предусмотренным для каждого отчета. Одновременно необходимо соблюдать логическую и арифметическую увязку показателей отчетов (перекрестное сопоставление) с показателями других отчетов.

Пользователь бюджетной (бухгалтерской) отчетности обязан по просьбе субъекта отчетности, предоставившего отчетность, проставить на копии отчетности отметку о дате ее представления и, в случае получения положительного результата по факту проведения камеральной проверки отчетности, – отметку о дате принятия отчетности.

При получении отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь отчетности обязан уведомить субъекта отчетности о ее получении в электронном виде.

Порядок уведомления субъекта отчетности о результатах проведенной камеральной проверки отчетности, представленной им, и о дате ее принятия устанавливается пользователем отчетности.

В случае выявления в ходе проведения камеральной проверки несоответствия отчетности требованиям к ее составлению и представлению пользователь отчетности не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления несоответствия, уведомляет об этом субъект, представивший отчетность, который, в свою очередь, обязан в течение срока, установленного пользователем отчетности, предпринять необходимые меры для приведения ее в соответствие с установленными требованиями.

При составлении консолидированной отчетности необходимо исключение взаимосвязанных показателей.

Сроки представления и, соответственно, сроки подготовки бюджетной (бухгалтерской) отчетности довольно сжаты.

Ускорить процесс составления и представления бюджетной и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений позволяет применение информационных технологий на всех этапах подготовки отчетности.

Сегодня процесс сбора и консолидации отчетности продолжает оставаться одной из важнейших составляющих бюджетного процесса. Поэтому задачи автоматизации составления исходных отчетов бюджетополучателей, бюджетных и автономных учреждений и автоматизации сбора и подготовки консолидированного отчета являются актуальными для всех участников бюджетного процесса.

Как показала практика, наибольшие потери информации и времени, напрямую ведущие к финансовым потерям, происходят при взаимодействии участников процесса сбора и консолидации отчетности. Поэтому автоматизация процесса сбора и консолидации отчетности – это прежде всего решение задачи эффективного взаимодействия всех участников процесса подготовки консолидированной отчетности.

Фирмой «1С» разработан спектр решений на платформе «1Средприятие» для автоматизации бюджетного и бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений, составления и консолидации бюджетной и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений.

Использование решений системы программ «1Средприятие» позволяет применить единую методологию на всех этапах подготовки отчетности и подготовить достоверный сводный отчет (в электронном и бумажном виде) в сжатые сроки с учетом требований Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства.

На основании обобщения многолетнего опыта эксплуатации программных продуктов серии «1Свод отчетов 7.7» системы программ «1С:Предприятие 7.7» разработаны программные продукты на новой технологической платформе «1С:Предприятие 8» с широким набором функциональных возможностей:

■ «1Свод отчетов 8 ПРОФ»;

■ «1Сюджетная отчетность 8».

Программный продукт «1Свод отчетов 8 ПРОФ» предназначен для автоматизации процесса составления консолидированной бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, включающего в себя:

■ сбор,

■ проверку,

■ консолидацию,

■ анализ отчетности.

В отличие от других программных продуктов в области автоматизации сбора и консолидации отчетности «1Свод отчетов 8 ПРОФ» позволяет одновременно исполнять и настраивать процесс сбора и консолидации отчетности, что, в свою очередь, обеспечивает проведение анализа существующего процесса и его оптимизацию.

«1Свод отчетов 8 ПРОФ» предоставляет возможность определить последовательность действий сотрудников консолидирующего органа, их роли и правила взаимодействия с участниками процесса сбора и консолидации отчетности. Настроенная таким образом система сбора и консолидации отчетности позволяет обеспечивать оперативную обработку информации, контролировать исполнение поставленных задач, проводить анализ эффективности процесса сбора и консолидации отчетности.

Использование решений системы программ «1Средприятие 8» позволяет применять реализованную в них единую методологию автоматизации процесса составления, сбора и консолидации отчетности на всех этапах ее подготовки с обеспечением эффективного взаимодействия всех участников данного процесса.

В данном описании представлено видение фирмой «1С» целей и задач автоматизации процесса сбора и консолидации отчетности и приведены методологические принципы их реализации.