Справочник кадровика

Как оформить отношения с мобилизованными сотрудниками до начала военной службы?

Дата публикации 11.10.2022

Смотрите также

Порядок проведения мобилизации определяется Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ (далее – Закон № 31-ФЗ).

При объявлении мобилизации организации обязаны оказывать содействие военкоматам в их мобилизационной работе (пп. 7 п. 1 ст. 9 Закона № 31-ФЗ). В частности, работодатели обеспечивают своевременное оповещение и явку работников, призванных на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части.

Призыв граждан на военную службу по мобилизации происходит по правилам, установленным Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Закон № 53-ФЗ). Сроки призыва на военную службу по мобилизации определяются мобилизационными планами Вооруженных Сил РФ (ст. 19 Закона № 31-ФЗ).

В период мобилизации воинская обязанность граждан определяется принятыми на этот случай законами и нормативными правовыми актами и предусматривает (п. 2 ст. 1 Закона № 53-ФЗ):

При объявлении мобилизации лица, подлежащие таковой, должны явиться в сборные пункты в сроки, которые могут быть указаны (ст. 21 Закона № 31-ФЗ):

При призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы граждане проходят медицинскую комиссию (п. 1 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ). Также проводится профессиональный психологический отбор по Инструкции, утв. приказом Министра обороны РФ от 31.10.2019 № 640 (ст. 5.2 Закона № 53-ФЗ).

Мероприятия по медицинскому освидетельствованию и профессиональному психологическому отбору при призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, а также при проведении иных мероприятий, связанных с указанными действиями, проводят военкоматы (п. 1 ст. 5 Закона № 53-ФЗ). Лицам, участвующим в этих мероприятиях, по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы (п. 2 ст. 5 Закона № 53-ФЗ). При этом такие лица освобождаются от работы с сохранением за ними места работы (ст. 6 Закона № 53-ФЗ).

Отметим, что расходы, понесенные работодателями в связи с исполнением всех указанных выше требований, подлежат компенсации по правилам, утв. постановлением Правительства России от 01.12.2004 № 704 (далее – Правила № 704).

Таким образом, с момента вызова сотрудника в военкомат (призывной пункт) и до момента начала службы по мобилизации или по контракту за ним необходимо сохранять средний заработок и место работы. Этот период можно оформлять по правилам ст. 170 ТК РФ как исполнение государственных обязанностей.

Начало периода исполнения государственных обязанностей определяется по дате явки в военкомат (призывной пункт), обозначенной в повестке или мобилизационном предписании.

Если у сотрудника есть мобилизационное предписание, он должен представить его работодателю (необходимо снять с него копию). Со дня явки этого сотрудника по адресу, указанному в мобилизационном предписании, и до начала военной службы по мобилизации или по контракту он будет считаться проходящим подготовительные мероприятия. На этот период за ним сохраняется место работы и средний заработок.

Если сотрудник вызван в военкомат по повестке, то работодателю также необходимо снять копию с нее. В повестке должна быть указана причина вызова: прохождение военных сборов, уточнение документов воинского учета, прохождение призывной комиссии, отправка к месту службы. Независимо от причины, период, начиная с даты явки, считается периодом исполнения государственных обязанностей (прохождения подготовительных мероприятий).

Если сотрудник будет призван на военную службу по мобилизации или заключит контракт, то трудовой договор с ним нужно будет приостановить. О том, как действовать в этой ситуации и определить дату начала службы, см. в статье.

Однако до момента начала военной службы по мобилизации или по контракту работодатель также должен предпринять определенные действия. Рассмотрим их подробнее.

1. Получить от сотрудника повестку или мобилизационное предписание

При объявлении мобилизации лица, которые подлежат призыву на военную службу, обязаны явиться в военкоматы или пункты сбора в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках или распоряжениях военкоматов (п. 1 ст. 21 Закона № 31-ФЗ). Для того чтобы работодатель мог освободить сотрудника от работы, ему нужен документ-основание. Поэтому сотрудник должен представить работодателю повестку или мобилизационное предписание. С этих документов работодателю необходимо сделать копии.

2. Оформить приказ об освобождении сотрудника от работы

На период подготовки к службе (включая военные сборы до начала военной службы по мобилизации или по контракту) за сотрудником необходимо сохранить рабочее место и средний заработок (ст. 170 ТК РФ, п. 2 ст. 5 и ст. 6 Закона № 53-ФЗ). Работодатель должен издать приказ об освобождении от работы до даты явки сотрудника в военкомат или пункт сбора.

Форма приказа не утверждена законодательством, поэтому работодатель издает приказ в свободной форме.

Никаких иных документов составлять не требуется. Запись о том, что сотрудник исполняет государственные обязанности в порядке, установленном ст. 5 и ст. 6 Закона № 53-ФЗ, не вносится в трудовую книжку. Форма СЗВ-ТД также не подается.

При этом в отчетности по страховым взносам и НДФЛ сотрудник отражается в обычном порядке.

3. Отметить отсутствие сотрудника в табеле учета рабочего времени

В соответствии с ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освободить сотрудника от работы с сохранением за ним должности на время исполнения последним государственных или общественных обязанностей, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Если работодатель ведет табель учета рабочего времени по унифицированной форме Т-12, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, то на период освобождения от работы в связи с прохождением мероприятий, обозначенных в ст. 5 и ст. 6 Закона № 53-ФЗ, в табеле сотруднику можно поставить код "Г" (23) (невыходы на работу на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству).

Также работодатель может установить собственный код.

Поскольку в ст. 170 ТК РФ речь идет об освобождении от работы на период выполнения обязанностей, которые должны исполняться в рабочее время, то соответствующим кодом нужно отмечать только рабочие дни.

Выходные и нерабочие праздничные дни необходимо обозначать кодом "В" (26).

4. Учесть период отсутствия сотрудника в стаже, дающем право на ежегодный оплачиваемый отпуск

В стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается не только время фактической работы, но и время, когда сотрудник не работал, но за ним сохранялось рабочее место (ч. 1 ст. 121 ТК РФ).

Поскольку на период исполнения государственных обязанностей за сотрудником сохраняется место работы, то этот период учитывается в стаже, дающем право на основной оплачиваемый отпуск.

5. Произвести выплату среднего заработка

Обязанность сохранять средний заработок за сотрудниками, которые проходят мероприятия, связанные с подготовкой к военной службе по призыву или по контракту, установлена п. 2 ст. 5 Закона № 53-ФЗ.

Средний заработок для всех случаев рассчитывается по правилам, установленным Положением, утв. постановлением Правительства России от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922).

Согласно п. 4 Положения № 922 расчет среднего заработка работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно).

Таким образом, средний заработок должен быть рассчитан за 12 месяцев, которые предшествуют месяцу явки в военкомат.

Подробнее о расчете среднего заработка см. статью.

В связи с тем, что в ст. 170 ТК РФ речь идет об освобождении от работы на период выполнения обязанностей, которые должны исполняться в рабочее время, средний заработок положен сотруднику только за рабочие дни. За выходные и нерабочие праздничные дни средний заработок не начисляется.

Аналогичное мнение высказано на сайте онлайнинспекция.рф.

Закон № 53-ФЗ, как и ТК РФ, не содержит указаний на сроки выплаты среднего заработка.

Минтруд России в письме от 27.06.2019 № 14-1/ООГ-4422, отвечая на вопрос о сроках выплаты среднего заработка за период командировки, предложил работодателю установить такие сроки в локальных нормативных актах. При этом Минтруд России считает, что эти сроки должны совпадать со сроками выплаты зарплаты.

Таким образом, по нашему мнению, целесообразно производить оплату среднего заработка за период сборов в сроки, установленные для выплаты зарплаты.

Также не будет нарушением произвести выплату среднего заработка до вызова в военкомат. Однако на этот момент работодатель вряд ли будет иметь информацию о том, насколько долго продлится период указанных подготовительных мероприятий.

Если сотрудник получает заработную плату на банковскую карту, то средний заработок необходимо выплатить в том же порядке. Если оплату сотрудник получал в кассе, то сумму среднего заработка, подлежащего выплате, необходимо депонировать.

6. Возместить понесенные расходы за счет военкомата

Компенсация расходов работодателя производится в соответствии с Правилами № 704.

Компенсации подлежат расходы, связанные с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (пп. 5 п. 2 Правил № 704). Таким образом, возмещению подлежит не только сумма среднего заработка, выплаченная работнику, но и сумма страховых взносов, начисленных на нее.

При этом компенсируется средний заработок, выплачиваемый за период:

Компенсация перечисляется на счет работодателя (п. 4 Правил № 704). Для получения компенсации работодатель обязан представить в военкомат (п. 5 Правил № 704):

Смотрите также