Справочник кадровика

Оценка профессиональных рисков

Дата публикации 07.12.2022

Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора с учетом возможной тяжести повреждения здоровья (ч. 13 ст. 209 ТК РФ).

От правильной оценки уровня выявленных профессиональных рисков напрямую зависят действия работодателя по снижению таких рисков. Зная, что именно может стать причиной травмы или профессионального заболевания, работодатель может эффективно бороться с этими причинами. Разберемся, что представляет собой оценка профессиональных рисков и как ее провести.

Оценка профессиональных рисков

Оценка профессиональных рисков – это процедура выявления опасностей, существующих на рабочих местах, определение масштабов этих опасностей и их возможных последствий.

Кто должен проводить оценку профессиональных рисков

Оценка профрисков – обязанность всех работодателей без исключения (ч. 14 ст. 209, ч. 2 ст. 217 и ч. 1 ст. 218 ТК РФ). Наличие такой обязанности не зависит ни от организационно-правовой формы (организация или ИП) и формы собственности, ни от численности работников, ни от вида деятельности.

Как часто нужно проводить оценку профессиональных рисков

Оценку профрисков необходимо проводить (абз. 7 ч. 3 ст. 214 ТК РФ и п. 25 Примерного положения, утв. приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н, далее – Примерное положение):

Однако указанный перечень не является исчерпывающим. Дело в том, что управление профессиональными рисками – это обязанность работодателя, которую он должен исполнять постоянно. Таким образом, выявлять опасности и оценивать риски работодатель обязан систематически в течение всей своей деятельности (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК РФ). Периодичность проведения мероприятий по оценке профрисков законодательством не установлена, ее следует определить самостоятельно и закрепить в локальном нормативном акте (ЛНА) работодателя.

Оценку профессиональных рисков не нужно путать со специальной оценкой условий труда (СОУТ). Это разные процедуры, причем оценка профрисков – это более обширная процедура. Если целью СОУТ является проверка отдельно взятого рабочего места, то цель оценки профрисков – проверка на предмет опасности деятельности работника в целом.

Во время спецоценки выявляются опасности, которые воздействуют на работника, а при оценке профрисков выясняется вероятность причинения вреда здоровью работника в будущем при исполнении им служебных обязанностей, причем не только на его рабочем месте, но и на всей территории работодателя и вне ее.

Непроведение работодателем оценки профессиональных рисков может быть расценено контролирующими органами как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. За это предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа: