С 1 марта 2025 года в Трудовом кодексе РФ закреплены меры, направленные на устранение задолженности по выплате заработной платы и профилактику нарушений трудовых прав работников.
Меры по противодействию возникновению задолженности по зарплате
Основные меры, которые государство предпринимает для противодействия возникновению просрочек по выплате заработной платы работникам, предусмотрены в ст. 158.1 ТК РФ. К их числу относятся:
- профилактические меры, направленные на недопущение возникновения задолженности по зарплате (в т. ч. выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих формированию задолженности), а также мониторинг просроченной задолженности по зарплате;
- привлечение работодателей к ответственности за нарушение сроков выплаты зарплаты в порядке, установленном законодательством. Напомним, что за такое нарушение установлена материальная (ст. 236 ТК РФ), административная (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ). Подробнее об ответственности см. статью;
- содействие реализации мероприятий по погашению задолженности по зарплате;
- проведение разъяснительной работы с участием сторон социального партнерства.
Кто оказывает противодействие возникновению задолженности по зарплате
В деятельности по противодействию возникновению задолженности по заработной плате в пределах своей компетенции принимают участие (ч. 1, 2 ст. 158.1 ТК РФ):
- федеральные органы исполнительной власти (например, Минтруд России, Роструд, ФНС России и другие ведомства);
- органы исполнительной власти субъектов РФ (например, правительства регионов);
- органы местного самоуправления (например, глава муниципального образования, местная администрация).
Межведомственные комиссии субъектов РФ
Для координации работы ведомств и работодателей формируются межведомственные комиссии субъектов РФ по противодействию формированию просроченной задолженности по заработной плате (ч. 3 ст. 158.1 ТК РФ). Они создаются в регионах высшими исполнительными органами власти субъектов РФ.
Правила формирования и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию формированию просроченной задолженности по заработной плате, а также принятия ими решений утверждены постановлением Правительства России от 25.02.2025 № 219 (далее – Правила).
В межведомственную комиссию входят представители:
- исполнительных органов субъекта РФ;
- региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
- территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (по согласованию);
- государственных внебюджетных фондов (по согласованию);
- региональных объединений работодателей (по согласованию);
- территориальных объединений профессиональных союзов (по согласованию);
- других органов и организаций (по согласованию).
Межведомственным комиссиям предоставлены следующие полномочия (п. 13 Правил):
- приглашать работодателей и (или) их учредителей, если есть сведения о возможной задолженности по зарплате, а также должностных лиц и специалистов
(экспертов) органов и организаций (не входящих в состав комиссии).
Если комиссия рассматривает ситуацию, которая может повлечь за собой уголовную ответственность за невыплату зарплаты, то в заседаниях могут принять участие представители прокуратуры и Следственного комитета РФ; - запрашивать у органов государственной власти, госорганов, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов информацию о задолженности по зарплате;
- запрашивать у работодателей и (или) их учредителей информацию о просроченной задолженности по зарплате;
- информировать граждан через СМИ о правах и гарантиях работников на выплату зарплаты в полном объеме и в установленный срок;
- оказывать работодателям содействие:
- по взысканию дебиторской задолженности, финансовому оздоровлению, сохранению действующих производств, поиску потенциальных инвесторов, оптимизации затрат, снижению издержек и предупреждению несостоятельности (банкротства);
- в разработке дорожных карт по погашению задолженности по зарплате (в т. ч. для организаций, в отношении которых открыто конкурсное производство);
- проводить с участием сторон социального партнерства разъяснительную работу по обеспечению трудовых прав работников.
Заседания межведомственной комиссии проводятся, как правило, ежемесячно (не реже одного раза в квартал).
Межведомственная комиссия выносит решения, направленные на содействие ликвидации долгов по заработной плате работникам. Указанные решения в течение 5 рабочих дней со дня проведения заседания комиссия направляет ее членам, а также приглашенным и (или) заслушанным на заседаниях работодателям и (или) их учредителям (п. 9 Правил). Если работодатель решение не выполнил, то информация передается в трудовую инспекцию и органы прокуратуры для принятия мер реагирования. Другими словами, к ответственности работодателя будет привлекать контролирующее ведомство (ГИТ или прокуратура), но не за неисполнение решения, а за факт допущенной задолженности по заработной плате.
Региональная межведомственная комиссия – это координационный орган. У этой комиссии нет полномочий по государственному контролю (надзору), а также муниципальному контролю (ч. 4 ст. 158.1 ТК РФ). Следовательно, комиссия не вправе проводить проверки работодателей и привлекать их к ответственности за нарушения. Кроме того, комиссия не может выдавать работодателям обязательные для исполнения решения.
Если руководителя организации или индивидуального предпринимателя вызвали на заседание межведомственной комиссии, то он может прийти на такое заседание или проигнорировать приглашение. Это связано с тем, что в ТК РФ и других законах не прописана обязанность приходить на такие заседания, а принудить их посещать комиссия не вправе.
Таким образом, если представители работодателей не приходят на заседания межведомственных комиссий и не выполняют их решения, то за такие действия не предусмотрена ответственность для работодателей.
Поскольку комиссия вправе направить результаты анализа деятельности работодателя в контрольно-надзорные органы, не исключено проведение внеплановой проверки работодателя. Отметим, что проверки работодателей проводят Роструд и его территориальные органы (ГИТ), а также прокуратура (ст. 353, 354 ТК РФ, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Если при проведении проверки трудовая инспекция либо прокуратура выявит нарушения требований трудового законодательства, то работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
Например, за невыплату (несвоевременную выплату) заработной платы работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Она предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения штрафа:
- на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей – от 1 000 до 5 000 руб.;
- на организации – от 30 000 до 50 000 руб.
Повторное совершение аналогичного правонарушения может повлечь (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ):
- для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
- для индивидуальных предпринимателей – штраф от 10 000 до 30 000 руб.;
- для организации – штраф от 50 000 до 100 000 руб.