Маркировка обуви

Как вести учет маркируемой обуви с большей детализацией, чем у поставщика?

Дата публикации 12.10.2020

Анализ работы с маркируемой продукцией показал, что детализация учета маркируемой продукции у участников оборота может отличаться. Например, поставщик не делит обувь по размерам и моделям, а покупатель ведет учет каждой модели и размеру отдельной номенклатурой или характеристикой.

Можно выделить две принципиальные причины возникновения такой ситуации.

Оборот остатков является исключением, которое рассмотрим ниже.

В общем случае детализация учета маркируемой продукции определяется присвоением кодов GTIN. При получении кода на продукцию производитель или импортер описывает продукцию в каталоге GS46, указывая исчерпывающий для этого вида продукции набор потребительских свойств. Например, для обуви это:

Для каждого уникального значения этих свойств присваивается свой код GTIN, именно он должен определять детализацию учета у всех участников оборота.

В большей детализации номенклатурного справочника организации смысла нет, так как позиции не будут отличаться своими потребительскими свойствами. При необходимости обособить часть товара с теми же потребительскими свойствами можно использовать другие механизмы – учет по сериям (партиям товаров), качеству товаров или назначениям.

Меньшая детализация также не рекомендуется, так как она не обеспечивает аналитический учет товаров с разными потребительскими свойствами и создает проблемы другим участникам оборота. Для исключения проблем с учетом маркируемой продукции рекомендуем придерживаться детализации номенклатурного справочника: один код GTIN – одна позиция номенклатуры (или одна характеристика номенклатуры, если ведется учет по характеристикам). Также рекомендуем требовать от деловых партнеров придерживаться того же правила.

В настоящее время активно развивается описание маркируемых товаров для каталога GS46 в сервисе "1С:Номенклатура". Все участники оборота – пользователи сервиса "1С:Номенклатура" смогут загрузить себе карточки маркируемых товаров в том виде и с той детализацией, с которой они были описаны производителем или импортером. Использование карточек "1С:Номенклатуры" обеспечит одинаковый уровень детализации учета для всех участников процесса.

Примечание

Случай, когда производитель/импортер для маркировки товара с определенным набором потребительских свойств использовал код маркировки с кодом GTIN, описывающим другой набор потребительских свойств, в статье не рассматривается. Этот случай не относится к детализации учета, а является ошибкой производителя/импортера. Такой товар должен быть перемаркирован на основе GTIN с правильным описанием потребительских свойств.

Распространенным отклонением от указанного принципа является случай, когда поставщик фактически ведет детальный учет по каждому GTIN, но в торговом наименовании не указывает все потребительские свойства продукции. В результате продукция с каждым GTIN в документах от такого поставщика выводится отдельной строкой по каждому коду GTIN, но названия этих строк будут одинаковыми. По каждой строке товаров в разделе Номера средств идентификации будут указаны коды маркировки с одинаковыми кодами GTIN (код GTIN соответствует 3-16 символам кода маркировки).

Рис. 1

Наименее трудозатратным решением проблемы будет договориться с поставщиком об указании в наименовании всех значимых характеристик. Однако если это не удастся сделать, настроить более детальный учет таких позиций покупатель сможет самостоятельно, так как по данным входящего документа уже можно установить, что это разные позиции, несмотря на одинаковые наименования.

В этом случае в форме сопоставления сразу будет отдельная строка по каждой такой позиции. Их можно сопоставить с разными позициями номенклатуры в базе организации.

Рис. 2

После такого сопоставления документы учетной системы создаются уже в соответствии с номенклатурой организации. Дальнейшая работа с ними полностью укладывается в типовой сценарий.

Более сложным является случай, когда поставщик не только использует одинаковые наименования для продукции с разными кодами GTIN, но и ведет их совместно, не разделяя в учете.

В этом случае в электронном документе поставщика по одной строке товаров в разделе Номера средств идентификации будут указаны коды маркировки с различными кодами GTIN (код GTIN соответствует 3-16 символам кода маркировки).

Рис. 3

Наименее трудозатратным решением проблемы будет договориться с поставщиком об указании отдельными строками товаров с разным GTIN. Но даже если это не получится сделать, настроить более детальный учет таких позиций покупатель сможет на этапе проверки поступившей маркируемой продукции.

Текущая реализация механизмов ЭДО предполагает сопоставление одной позиции поставщика с одной позицией собственной номенклатуры (и одной характеристики, если ведется) организации, поэтому для принятия товара по ЭДО в любом случае нужно сопоставить одну позицию поставщика с одной собственной номенклатурой (или характеристикой).

Рис. 4

После создания документа информационной базы в нем будет указана именно эта позиция.

Рис. 5

По ссылке Проверить поступившую маркируемую продукцию открывается форма проверки. На второй закладке этой формы, которая называется по виду продукции, отображается список всех кодов GTIN в проверяемом документе и их соответствие номенклатуре организации. При открытии формы она будет заполнена номенклатурой, указанной в сопоставлении на предыдущем шаге.

Рис. 6

Эти номенклатуры можно поменять в соответствии с детализацией учета в организации.

Рис. 7

После завершения проверки в таблицу Товары будут добавлены строки в соответствии с указанной выше номенклатурой и количеством.

Рис. 8

Ненужную строку с наименованием поставщика следует удалить и проверить, что после редактирования документа суммы по строкам соответствуют суммам в документе поставщика.

После этого документ можно утверждать и подписывать и работать с этими кодами маркировки в соответствии с типовыми сценариями.

Для маркировки остатков используются специальные коды GTIN, для получения которых достаточно упрощенного описания. Например, для обуви указывается только целевой пол (обувь мужская, женская, детская или унисекс) и способ ввода в оборот (произведен в РФ/ввезен в РФ). Таким образом, обувь разных моделей, цветов и размеров может иметь один код GTIN.

Это не означает, что участники оборота продукции, маркированной как остатки, не должен вести по такой продукции более детальный учет, однако детализация учета может отличаться. В частности, поставщик может совместно учитывать товары, которые покупатель разделяет в учете. В этом случае в электронном документе поставщика они будут указаны одной строкой. При этом для всех товаров будет также один код GTIN. Это можно увидеть в разделе Номера средств идентификации. Код GTIN соответствует 3-16 символам кодов маркировки.

Рис. 9

В случае автоматического создания и заполнения документа Приобретение товаров и услуг механизмами ЭДО изменить детализацию учета не получится. Поэтому не нужно создавать документ Приобретение товаров и услуг автоматически и рабочего места ЭДО, а если он уже создан, его следует удалить. Документ нужно ввести и заполнить вручную на закладке "Товары" перечень товаров в соответствии с детализацией учета организации.

Рис. 10

Далее перейти к форме проверки поступившей продукции, в которой считать коды фактически поступивших товаров. При считывании каждого кода необходимо выбрать номенклатуру, к которой относится данный код. В форме выбора на закладке "Выбор из списка" предлагаются позиции с закладки Товары. Можно также выбрать любую номенклатуру из справочника организации.

Рис. 11

После сканирования всех кодов каждый будет привязан к своей номенклатуре.

Рис. 12

В этом сценарии изначально форма проверки пустая. Это осложняет проверку соответствия кодов маркировки, которые указаны в электронном документе, фактически представленным кодам. Для снижения вероятности расхождений включите контроль статусов и проверьте соответствие кодов по количеству. Если есть возможность, скопируйте коды из электронного документа и проверьте вручную их наличие в форме проверки. Для этого можно воспользоваться поиском по колонке Код маркировки (Перейти к колонке и нажать Ctrl + F).

Далее нужно провести документ и указать его в форме полученного электронного УПД.

Рис. 13

После этого можно утвердить и подписать полученный электронный документ для перехода кодов к покупателю.

Для последнего сценария есть альтернатива – подписать документ без проверки поступившей продукции. В этом случае коды также перейдут к покупателю, то есть дальнейшая работа с такими кодами будет возможна. При сканировании такого кода потребуется дополнительно указать номенклатуру – выбрать из справочника или считать штрихкод EAN13, связанный с этой номенклатурой.

Таким образом, мы кратко рассмотрели варианты учета маркируемой продукции более детально, чем это делает поставщик. В любом случае все указанные варианты являются отклонением от рекомендуемого типового сценария. Прибегать к ним стоит, только если не удастся договориться с поставщиком. Рассмотренные варианты являются примерными, решение об их применении должно приниматься после анализа процессов конкретной организации.