Введение

Учет финансово-хозяйственной деятельности призван обеспечить интересы пользователей отчетности предприятий, различных специалистов высшего и среднего управляющих звеньев, интересы субъектов гражданского права. Если предприятие ведет несколько видов деятельности, то рентабельность каждого из них (укрупненно или детализированно по группам продукции или отдельным ее видам) необходимо определять, разделяя учет по этим объектам.

Решение о выполнении государственного оборонного заказа принимается менеджментом предприятий как одно из направлений деятельности. При этом Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 № 543 утверждены особые правила ведения раздельного учета для организаций, выполняющих государственный оборонный заказ (далее — Правила). Актуальный на дату публикации книги вариант Правил приведен в Приложении 1. Эти правила распространяются не только на головных исполнителей государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ), но и на организации, участвующие в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнителей, участников кооперации). Учитывая тот факт, что выполнение государственного оборонного заказа далеко не всегда является единственным видом деятельности предприятий, ведение раздельного учета по контрактам обеспечивает получение достоверной информации о фактических расходах предприятия при выпуске продукции ГОЗ, необходимой для соблюдения баланса интересов государственного заказчика и исполнителей ГОЗ при калькулировании цен на продукцию.

Ведение раздельного учета может дать существенные выгоды и непосредственно организациям-исполнителям ГОЗ, поскольку позволяет на всех этапах производства контролировать ход выполнения контракта, диагностировать различные виды рисков и своевременно на них реагировать.

Организациям, которые являются головными исполнителями, исполнителями по государственному оборонному заказу, вменяется в обязанность не только контролировать правильное использование выделенных денежных средств, но и формировать отчетность по особой форме и правилам. Актуальный на дату публикации книги вариант отчетности исполнения контрактов ГОЗ приведен в Приложении 2 (далее — отчетность). Эта форма отчетности соединила в себе, по сути, кассовый метод (требования Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» при проведении платежей) и метод начисления — реальное использование всех ресурсов предприятия, как собственных (привлеченных в контракт), так и полученных от государственного заказчика для выпуска продукции ГОЗ. С помощью этой формы отчетности осуществляется мониторинг хода исполнения контрактов ГОЗ. Данные отчетности позволяют регулировать движение ресурсов между различными контрактами ГОЗ; контрактами ГОЗ и коммерческими заказами (осуществлять управление). Для того чтобы такого рода движения были сведены к лаконичному показателю, позволяющему быстро и безошибочно определить степень отклонения использования ресурсов контрактов ГОЗ в ту или иную сторону, в отчетности исполнения контрактов ГОЗ введено понятие «контрольного правила» и даны инструкции по его расчету.

В книге подробно раскрывается концепция раздельного учета: дается определение основных понятий, последовательно раскрываются общие подходы к построению системы раздельного учета на предприятии, приводятся расчеты контрольного правила на примерах.

В книге отражены результаты работы коллектива экспертов фирмы «1С» под руководством Алексея Валерьевича Моничева.