Документ
Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2025 № 2071-О
Комментарий
Организация ввезла в Россию детские игрушки и уплатила НДС по ставке 10 %. Однако на таможне товар отнесли к спортивному инвентарю, что привело к доначислению НДС по общей ставке 20 %.
В результате налогоплательщик дошел до Конституционного Суда РФ, где пытался оспорить конституционность положений пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ и Перечня, утв. постановлением Правительства России от 31.12.2004 № 908. По его мнению, эти положения позволяют произвольно относить детские игрушки к иной товарной позиции и лишать налогоплательщика права на применение льготной ставки НДС 10 %.
Однако КС РФ не поддержал организацию, отметив следующее. Правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который при установлении конкретного налога выбирает обусловленные экономическими характеристиками параметры его элементов (в т. ч. состав налогоплательщиков и объектов налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели для определения налоговой базы, а также порядок исчисления и уплаты налога).
Так, законодатель в ст. 164 НК РФ определил товары, при ввозе которых в Россию применяется ставка НДС 10 %. Он отнес к ним такие детские товары, как игрушки. Правительство России постановлением от 31.12.2004 № 908 утвердило Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по ставке 10 % при импорте на территорию РФ (далее – Перечень). В этом Перечне применительно к игрушкам указаны конкретные коды товаров. Положения Перечня, а также примечание 1 к нему позволяют с достаточной степенью определенности установить возможность отнесения того или иного ввезенного товара к товарам, облагаемым НДС по льготной ставке, и не предполагают их произвольное применение. Так, из примечания 1 следует: для того чтобы понять, применима ли ставка НДС 10 %, необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара, размерными признаками (при наличии размерных признаков) и информацией, указанной в документе об оценке (подтверждении) соответствия.
Таким образом, оспариваемые заявителем нормативные положения не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права.