Судебная практика

Суд разъяснил порядок признания декларации непредставленной

Дата публикации

Документ

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.09.2025 № Ф06-5364/2025 по делу № А55-31036/2024

Комментарий

Налоговый кодекс РФ предоставляет ИФНС право признавать декларации (расчеты) непредставленными. В частности, такое возможно при установлении факта подписания отчетности неуполномоченным лицом (пп. 1 п. 4.1 ст. 80 НК РФ). Вопрос, как в подобной ситуации должно происходить взаимодействие между инспекцией и налогоплательщиком, рассмотрел Арбитражный суд Поволжского округа.

Спор возник из-за того, что инспекторы, признав декларации и расчеты непредставленными, отказались дать пояснения о причинах такого решения и передать плательщику документы, подтверждающие соответствующие выводы. Свой отказ ИФНС обосновала тем, что в подобных ситуациях п. 9.1 ст. 88 НК РФ не предусматривает составления акта проверки: налогоплательщику направляется только уведомление о признании отчетности непредставленной. Следовательно, раскрывать информацию о документах, послуживших основанием для такого решения, инспекторы не обязаны, тем более они могут содержать налоговую тайну.

Однако судьи такой подход не одобрили. В постановлении от 11.09.2025 № Ф06-5364/2025 по делу № А55-31036/2024 отмечается, что подписание декларации неустановленным лицом нельзя выявить автоматически на этапе входного контроля. Такой недостаток обнаруживается уже после того, как отчетность приняли в обработку, т. е. после начала ее камеральной проверки, о чем прямо говорится в п. 4.1 ст. 80 НК РФ.

Таким образом, проверка полномочий лица, подписавшего отчетность, является частью камеральной проверки, т. к. направлена на установление достоверности сведений, указанных в соответствующей декларации или расчете. Следовательно, при выявлении факта подписания отчетности неустановленным лицом ИФНС должна не только направить налогоплательщику уведомление, предусмотренное п. 4.2 ст. 80 НК РФ, но и запустить иные процедуры, установленные для камеральных проверок, при которых выявлены нарушения.

В частности, несоответствие сведений, представленных плательщиком (о подписании им декларации), сведениям в документах, имеющихся у налогового органа, а также в документах, полученных им в ходе мероприятий налогового контроля, является основанием для направления налогоплательщику требования о предоставлении пояснений или внесении изменений в отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, выявление в ходе проверки факта подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом является нарушением законодательства о налогах и сборах. Поэтому у ИФНС появляется обязанность составить по этим обстоятельствам соответствующий акт камеральной проверки, приложить к нему подтверждающие документы (в т. ч. в виде выписок, если они содержат персональные данные, налоговую или банковскую тайну) и передать налогоплательщику, т. е. предоставить ему возможность ознакомиться с предъявленными претензиями и заявить возражения (п. 5 ст. 88 НК РФ).