Документ
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2024 № 54-П
Комментарий
Конституционный Суд РФ проверил на соответствие Конституции РФ ст. 318 НК РФ, которая содержит порядок выплаты выходного пособия и сохраняемого заработка увольняемым в связи с сокращением работника Крайнего Севера и приравненных местностей. При этом судьи подчеркнули, что сделанные выводы в равной степени относятся и к случаям увольнения при ликвидации, причем не только в отношении работников Севера, но и в отношении всех остальных работников (напомним, правила выплаты указанных сумм определены ст. 178 ТК РФ).
Заявитель подал жалобу: по его мнению, упомянутые нормы позволяют не платить сохраняемый заработок за второй (второй и третий для работников районов Крайнего Севера и приравненных местностей) и третий (четвертый – шестой) месяцы нетрудоустройства работникам, у которых есть работа по совместительству (она сохраняется после увольнения с основного места работы).
Суд указал следующее. Закрепленные в трудовом законодательстве гарантии в виде сохраняемого заработка на период трудоустройства для работников, уволенных по сокращению или в связи с ликвидацией, призваны не только смягчить неблагоприятные последствия увольнения работника, но и предоставить ему на период поиска работы материальную поддержку, сопоставимую с ранее получаемым заработком. Указанные гарантии основаны на принципах равенства и справедливости. Иными словами, они должны предоставляться всем работникам, уволенным по определенным основаниям, причем на равных условиях и на весь период поиска работы, установленный в законе.
При увольнении с основного места работы в связи с сокращением или ликвидацией работник может продолжать работать по совместительству у другого работодателя (других работодателей). При этом такой договор автоматически не становится договором по основному месту работы. Иными словами, до внесения изменений в трудовой договор о работе по совместительству такая работа не признается для работника основной, даже если после его увольнения с основного места она становится единственной.
Работник после увольнения с основного места работы не утрачивает статус занятого лица, что исключает для него возможность признания безработным и получение социальных выплат, предусмотренных для такой категории. При этом поскольку увольнение с основного места работы обычно приводит к утрате части (нередко существенной) совокупного дохода, продолжение работы по совместительству не исключает для такого работника необходимости поиска основной работы (которая станет основным источником дохода).
Поэтому работодатель не освобождается от обязанности произвести выплату сохраняемого заработка работнику, уволенному по сокращению или в связи с ликвидацией, занятому у иного работодателя по совместительству.
Конституционный Суд РФ отметил, что в судебной практике два подхода:
- часть судов соглашается с тем, что уволенным работникам, которые заняты еще где-то по совместительству, выплата сохраняемого заработка не положена (см. кассационное определение СК Верховного Суда Республики Татарстан от 10.10.2011 по делу № 33-12325/2011, апелляционные определения Кемеровского областного суда от 29.09.2015 № 33-10081/2015, Свердловского областного суда от 07.09.2016 № 33-13843/2016 и Оренбургского областного суда от 25.04.2018 № 33-2733/2018),
- но есть и такие суды, которые считают, что, несмотря на наличие другой работы по совместительству, сотруднику полагается выплата сохраняемого заработка до трудоустройства на основную работу (см. апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 20.02.2015 № 33-1086/2015, определения Московского городского суда от 17.09.2015 № 4г/7-9431/15 и от 18.10.2016 № 4г-12446/2016).
Различие в применяемых подходах приводит к тому, что суды (вопреки принципам равенства) принимают противоположные решения. При этом лица, относящиеся к одной категории работников (уволенные в связи с сокращением или ликвидацией), получают разный объем материальной поддержки от работодателя в зависимости от наличия работы по совместительству.
Основываясь на вышесказанном, Конституционный Суд РФ признал, что ч. 2 и ч. 3 ст. 318 ТК РФ не соответствуют Конституции РФ в той мере, в какой они лишают работника, уволенного по сокращению из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, права на выплату среднего месячного заработка за период трудоустройства на том основании, что он работает по совместительству.
До внесения в действующее законодательство изменений судьи обязали работодателей оплачивать средний заработок на период трудоустройства тем работникам, которые заняты на момент увольнения по совместительству (и продолжают работать). Напомним, вывод суда применим к увольнению по сокращению и в связи с ликвидацией, он касается всех увольняемых по этим основаниям работников, а не только тех, кто работает в районах Крайнего Севера и приравненных местностях.
Отметим также следующий момент. Средний заработок за третий месяц (за четвертый, пятый, шестой месяцы для работника, работающего в районах Крайнего Севера или приравненных местностях) назначается по решению службы занятости. При этом работник должен состоять на учете в качестве безработного.
Поскольку лицо, которое занято по совместительству, не признается безработным, то такой работник не сможет встать на учет в службу занятости и получить решение о выплате среднего заработка за третий (четвертый – шестой) месяцы. Следовательно, совместителям, уволенным с основного места, положены только выплаты в виде сохраняемого заработка за второй месяц (второй и третий – для лиц, работающих в районах Крайнего Севера). Также такие лица имеют право на выходное пособие (эту выплату работодатели не оспаривают).