Судебная практика

Привлекут ли к субсидиарной ответственности единственного участника ООО, исключенного из ЕГРЮЛ?

Дата публикации

Документ

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.06.2024 № 305-ЭС24-809

Комментарий

В ЕГРЮЛ содержались недостоверные сведения об организации. Это стало причиной ее исключения из реестра. Впоследствии один из кредиторов этого ООО обратился в суд с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности его единственного участника и директора. Свое требование кредитор мотивировал тем, что учредитель ООО действовал недобросовестно, а именно фактически бросил организацию, не рассчитавшись с долгами и не обеспечив ее ликвидацию в установленном законом порядке (п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, далее – Закон № 14-ФЗ).

Суды всех инстанций отказали заявителю. Однако Верховный Суд РФ поддержал требования кредитора, отметив следующее.

Наличие у исключенной из ЕГРЮЛ организации непогашенных долгов само по себе не является прямым доказательством недобросовестности контролирующих ее лиц. При этом законодательство не только дает право каждому свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности, в т. ч. через объединение и участие в хозяйственных обществах (ст. 2, ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, ст. 50.1, 51 ГК РФ, ст. 11, 13 Закона № 14-ФЗ), но и обязывает впоследствии ликвидировать созданное юрлицо в установленном порядке, гарантирующем, помимо прочего, соблюдение прав кредиторов этого юрлица (ст. 61 - 64.1 ГК РФ, ст. 57 Закона № 14-ФЗ). Во всяком случае, правопорядок не поощряет "брошенный бизнес", а добросовестный участник хозяйственного общества, который принял решение о прекращении предпринимательской деятельности через ООО, должен следовать принципу "закончил бизнес – убери за собой".

Поэтому если контролирующее лицо (участник ООО) не представило разумного обоснования сложившейся ситуации, оно признается виновным в причинении убытков. Соответственно, требование о привлечении такого лица к субсидиарной ответственности правомерно.

Аналогичную позицию Верховный Суд РФ приводил ранее (см. определение от 26.04.2024 № 305-ЭС23-29091).