Судебная практика

Каков срок давности для взыскания платы за некачественные услуги?

Дата публикации

Документ

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2024 № 303-ЭС24-1497 по делу № А73-5025/2023

Комментарий

Если услуга оказана некачественно, заказчик вправе требовать снижения ее стоимости (см. комментарий). А исполнитель, получивший в подобной ситуации только часть денег, может обратиться в суд для взыскания недостающей суммы. Вопрос, какой срок исковой давности должен применяться в такой ситуации, рассмотрел Верховный Суд РФ.

Между организациями был заключен договор оказания услуг, который предусматривал снижение их стоимости в случае составления акта о недостатках. Именно такой акт и стал поводом для судебного спора, т. к. заказчик согласовал и оплатил только часть стоимости оказанных услуг.

Исполнитель решил взыскать недостающую сумму через суд, но ответчик в качестве возражения по иску заявил о пропуске срока исковой давности. Так, по мнению заказчика, раз требование связано с качеством услуги, то должен применяться специальный срок исковой давности – один год. Он установлен для аналогичных споров по договорам подряда в ст. 725 ГК РФ, которая в силу прямого указания в ст. 783 ГК РФ применяется и при оказании услуг.

Но судьи с таким подходом не согласились. В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2024 № 303-ЭС24-1497 по делу № А73-5025/2023 указано, что сокращенный срок исковой давности применяется исключительно по искам, которые может предъявить заказчик при обнаружении недостатков в работах или услугах. В рассматриваемом случае с иском обратился не заказчик, а исполнитель. И суть требования – взыскание платы за оказанные услуги, а не претензия по качеству. Поэтому оснований для применения уменьшенного срока исковой давности нет, такой иск можно направить в суд в течение трех лет.