Судебная практика

Законно ли обвинение в дроблении бизнеса, если все участники применяют ОСН?

Дата публикации

Документ

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.05.2024 № Ф07-4462/2024 по делу № А05-1191/2022

Комментарий

Распределение бизнес-процессов между подконтрольными организациями может рассматриваться как незаконная схема оптимизации (дробление бизнеса), только если из-за факта такого разделения достигается налоговая экономия. Соответственно, если все подконтрольные организации находятся на общей системе налогообложения, то говорить о дроблении бизнеса нельзя. Такой вывод сделал Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 07.05.2024 № Ф07-4462/2024 по делу № А05-1191/2022.

Инспекция при проверке установила, что организация, которая ранее занималась оказанием автотранспортных услуг, изменила бизнес-модель и стала сдавать принадлежащую ей технику в аренду подконтрольным компаниям. А те продолжали оказывать автотранспортные услуги бывшим клиентам компании. Посчитав, что в результате создана схема по дроблению бизнеса, ИФНС объединила доходы всех компаний и вменила их налогоплательщику. При этом инспекция сняла часть расходов и вычетов по НДС, которые были применены подконтрольными организациями, что привело к образованию недоимки.

Но судьи с таким подходом к определению налоговых обязательств не согласились. Они отметили, что налогоплательщик и подконтрольные ему организации находятся на общей системе налогообложения, поэтому какой-либо налоговой экономии из-за изменения бизнес-процессов не возникло. Значит, нет оснований для того, чтобы объединять выручку всех участников и вменять ее налогоплательщику.

Что касается расходов и вычетов, к которым ИФНС предъявила претензии, они учтены (заявлены) не проверяемым налогоплательщиком, а другими организациями. Следовательно, эти нарушения должны выявляться в рамках отдельных проверок, назначенных в отношении этих юрлиц как самостоятельных налогоплательщиков. Уменьшать на такие суммы налоговые обязательства проверяемой компании инспекторы не имели права.