Документ
Постановление Верховного Суда РФ от 04.12.2023 № 49-АД23-26-К6
Комментарий
Прекращение уголовного дела в отношении должностного лица не освобождает организацию, в интересах которого действовало это лицо, от привлечения к административной ответственности за то же нарушение. К такому выводу пришел Верховный Суд в постановлении от 04.12.2023 № 49-АД23-26-К6.
В ходе проверки выяснилось, что сотрудники магазина, принадлежащего организации, нарушили правила розничной продажи алкогольной продукции. Для того чтобы избежать более серьезного наказания, учредитель организации попыталась вручить сотруднику полиции подарок взамен на составление административного материала не на организацию, а на ее сотрудника для уменьшения размера штрафа. В результате на юридическое лицо был наложен штраф в размере 1 000 000 руб. по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ за попытку передать должностному лицу вознаграждение за совершение определенных действий, что запрещено законом. Кроме того, в МВД России инициировали доследственную проверку с целью привлечения учредителя к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 30, ст. 291.2 УК РФ (покушение на дачу взятки), однако в результате проверки в возбуждении уголовного дела было отказано.
Сославшись на это, организация обратилась в суд и потребовала отменить штраф в 1 000 000 рублей, наложенный на юридическое лицо. Отказывая в удовлетворении этого требования, суд указал следующее.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
В Обзоре судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020, отмечалось, что отсутствие обвинительного приговора в отношении физического лица, действующего от имени или в интересах юридического лица, само по себе не препятствует привлечению юридического лица к административной ответственности по указанной норме.
Таким образом, Верховный Суд РФ полагает, что привлечение организации к административной ответственности было правомерным.