Судебная практика

Должен ли интернет-магазин возместить разницу в цене, если не выполнил заказ?

Дата публикации

Документ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2024 № 2-КГ23-8-К3

Комментарий

Интернет-магазину придется оплатить разницу в цене, если он отменил заказ, а покупатель вынужден был приобрести товар у другого продавца. К такому выводу пришла Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Покупатель оформил и оплатил в интернет-магазине заказ на комплект из телефона и наушников. Однако выполнить заявку магазин не смог и вернул предоплату. Тогда покупатель приобрел такой же телефон и такие же наушники в другом месте, но по более высокой цене. Именно эту разницу Верховный Суд и взыскал с интернет-магазина, указав, что она является убытками покупателя, которые обязан возместить продавец, не исполнивший свои обязательства по договору.

Как отмечается в определении от 23.01.2024 № 2-КГ23-8-К3, при продаже через интернет договор считается заключенным с момента выдачи чека или получения сообщения покупателя о намерении оформить заказ. В дальнейшем отказаться от договора в одностороннем порядке продавец может, только если это связано с нарушениями со стороны покупателя. Во всех остальных случаях он должен исполнить принятые на себя обязательства и передать покупателю заказанный товар.

Если продавец эту обязанность не выполняет, то покупатель может потребовать возмещения убытков. Это право никак не связано с тем, вернул продавец предоплату или нет. Убытки возмещаются в любом случае. В рассматриваемой ситуации такими убытками как раз являются дополнительные расходы, которые покупатель вынужден был произвести при приобретении аналогичного товара у другого продавца. Соответственно, интернет-магазин, не выполнивший заказ, должен эту разницу компенсировать, даже если сразу после отмены заказа вернул предоплату.