Документ
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2023 № 32-П, проект федерального закона
Комментарий
Конституционный Суд РФ (КС РФ) рассмотрел жалобу о признании не соответствующей Конституции РФ части 2 статьи 135 ТК РФ, которая допускает возможность произвольного уменьшения работодателем заработной платы сотрудника по причине дисциплинарного взыскания.
Напомним, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Установление работникам различных стимулирующих выплат (в частности, премий) относится к компетенции работодателя. Он определяет порядок премирования сотрудников, включая условия лишения премии или уменьшения ее размера.
Производственные премии выплачиваются работникам за качественное исполнение трудовых обязанностей, достижение высоких результатов труда и т. д. Такие премии напрямую связаны с результатами (производственными, финансовыми), которых достиг работник или организация в целом. При этом работодатель вправе лишить премии или уменьшить ее размер в случае невыполнения сотрудником установленных показателей премирования, несоблюдения трудовой дисциплины и т. д.
Судьи КС РФ указали, что сотрудник, который выполнил требования к количеству и качеству труда, при достижении показателей и соблюдении условий, необходимых для получения выплат, предусмотренных системой оплаты труда, должен получить справедливое вознаграждение за труд. Если при лишении выплат, входящих в состав зарплаты, работодатель не проводит оценку выполнения сотрудником установленных требований (показателей, условий), это нарушает право на вознаграждение за труд без дискриминации и право на справедливую зарплату.
При этом само по себе снижение размера премий, а также лишение этих выплат работника, который не полностью выполняет условия их получения (а к таким может быть отнесено соблюдение трудовой дисциплины), не нарушает право на справедливую оплату. Однако совершенный работником дисциплинарный проступок оказывает негативное влияние на результаты труда только в период его совершения.
Судьи подчеркнули, что в современных российских условиях премиальные и другие стимулирующие выплаты зачастую составляют большую часть заработной платы сотрудника. Совершение работником любого, даже малозначительного дисциплинарного проступка, за который к нему применили дисциплинарное взыскание, позволяет работодателю лишить этого работника существенной части заработной платы, причем нередко на весь срок действия такого взыскания (один год). При этом действующее законодательство не предусматривает условий и пределов снижения размера регулярных премиальных выплат, входящих в систему оплаты труда (ежемесячной или ежеквартальной премии, вознаграждения по итогам работы за год), а также их полного лишения при совершении работником дисциплинарного проступка.
Если работник принимает непосредственное участие в дополнительных видах деятельности (в рассматриваемом деле это были платные медицинские услуги), то он имеет право на дополнительные выплаты. В случае участия в указанных видах деятельности при наличии неснятого (непогашенного) дисциплинарного взыскания работник вносит свой вклад в достижение результатов, поэтому его нельзя лишать специальных выплат на весь срок дисциплинарного взыскания.
Учитывая изложенное, Конституционный Суд РФ признал ч. 2 ст. 135 ТК РФ не соответствующей Конституции РФ, поскольку она позволяет уменьшать размер заработной платы работника, у которого неснятое или непогашенное дисциплинарное взыскание, без учета количества и качества затраченного им труда, а также других объективных критериев.
В связи с этим законодатель обязан внести в ч. 2 ст. 135 ТК РФ изменения. До внесения изменений применение к сотруднику дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей не может быть основанием:
- лишения этого сотрудника на весь срок действия дисциплинарного взыскания входящих в состав его заработной платы стимулирующих выплат (например, ежемесячной или ежеквартальной премии, вознаграждения по итогам работы за год) или произвольного снижения размера этих выплат;
- неначисления этому сотруднику выплат, право на которые обусловлено его участием в отдельных видах деятельности или достижением определенных результатов труда (экономических показателей).
Вместе с тем судьи КС РФ отметили, что факт применения к работнику дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка может учитываться при выплате только тех входящих в состав заработной платы премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание. При этом в указанном выводе нет указаний на характер премий, поэтому не совсем понятно, что имели в виду судьи – премии за достижение определенных показателей либо премии, которые с ними не связаны.
Еще одно ограничение для работодателя: снижение размера премиальных выплат не должно уменьшать размер месячной заработной платы работника более чем на 20 %.
Во исполнение постановления Конституционного Суда РФ от 15.06.2023 № 32-П Минтруд России разработал поправки в статью 135 ТК РФ, которые изменят порядок премирования сотрудников, имеющих дисциплинарное взыскание.
Законопроект устанавливает правило, согласно которому от наличия дисциплинарного взыскания не зависит начисление работнику дополнительных выплат (в том числе стимулирующего характера), обусловленных:
- его непосредственным участием в отдельных видах деятельности, финансируемых в особом порядке (речь идет о видах деятельности в государственных учреждениях, не финансируемых из бюджета, например, оказание платных услуг);
- количеством и качеством работы (речь идет о премиях, которые работодатели устанавливают за выполнение установленных показателей, например, выполнение плана продаж, определенный процент брака выпуска продукции, отсутствие жалоб покупателей и т. д.).
Указанное правило запрещает при наличии дисциплинарного взыскания лишать сотрудника:
- государственному учреждению – премии, которая полагается работнику за участие в деятельности, которая из бюджета не финансируется;
- остальным работодателям – премий, которые назначаются за определенные достижения.
Также законопроектом предусмотрено, что наличие неснятого (непогашенного) дисциплинарного взыскания работодатель может учитывать при начислении сотруднику выплат стимулирующего характера только за период, когда к нему применили взыскание. Иными словами, премии лишить можно, но только той, которая назначена за период, в котором сотрудника наказали.
Как видим, в законопроекте фактически воспроизведены формулировки из постановления Конституционного Суда РФ без дополнительной проработки. Если закон будет принят в таком виде, это приведет к проблемам правоприменения, поскольку есть противоречие. Так, сначала указывается, что премий за количественные и качественные показатели лишать нельзя, а после говорится, что можно учитывать наказание работника в том периоде, за который начисляется премия.
Отметим также, что в законопроекте не урегулирован вопрос об ограничениях на удержания из заработной платы при уменьшении размера премиальных выплат. С учетом позиции Конституционного Суда РФ размер удержаний из зарплаты при невыплате премий должен быть не более 20 % от общей суммы каждой выплаты.