Судебная практика

Можно ли наказать бывшего сотрудника за кражу клиентской базы?

Дата публикации

Документ

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.04.2023 № 88-12649/2023

Комментарий

Первый КСОЮ отказал работодателю во взыскании убытков с бывшего работника, который трудоустроился к конкурентам и использовал его клиентскую базу. Организация настаивала на том, что бывший работник незаконно использовал ее интеллектуальную собственность (к которой относится база клиентов), благодаря чему фирма-конкурент получила контракты на крупную сумму. Тем самым работодателю причинен ущерб.

Не возражая против того, что работодатель действительно пострадал от действий бывшего работника, судьи пришли к выводу, что организация не предприняла достаточных мер для защиты сведений, которые считала коммерческой тайной. Как указано в определении от 17.04.2023 № 88-12649/2023, режим коммерческой тайны считается установленным в отношении информации после принятия мер, определенных в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне".

Работодатель не смог доказать, что принял меры по установлению режима коммерческой тайны в отношении информации, содержащейся в базе клиентов и потенциальных клиентов, а также меры по охране конфиденциальной информации в рамках трудовых отношений. Судьи отметили, что наличия в трудовом договоре обязанности работника по соблюдению режима коммерческой тайны недостаточно. Такое условие не исключает обязанность работодателя обеспечивать режим коммерческой тайны.

Отметим, что часто в таких ситуациях помимо доказательств того, что режим коммерческой тайны действительно установлен, судьи требуют, чтобы работодатель доказал, что сотрудник ее разглашал, а работодателю причинены убытки (см. комментарий к определению Восьмого КСОЮ от 20.10.2020 № 88-16329/2020).