Документ
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.10.2022 № Ф05-25727/2022 по делу № А40-16438/2022
Комментарий
Компания сменила налоговую по месту учета. Позднее налогоплательщик обратился в инспекцию по новому месту учета с заявлением о возврате переплаты, образовавшейся за период, когда компания состояла на учете по прежнему месту нахождения, указав ОКТМО по новому месту учета. Однако инспекция почти на полтора года затянула с вынесением решения и отказала компании в возврате переплаты, поскольку платежи относятся ко времени хозяйственной деятельности на территории прежней инспекции с другим ОКТМО. Налогоплательщик повторно направил заявление о возврате переплаты, указав ОКТМО инспекции по прежнему месту учета, но получил отказ, так как трехлетний срок возврата переплаты истек.
Дело было передано на рассмотрение суда. Арбитры рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, отметив следующее.
Решение о возврате или зачете суммы излишне уплаченного налога принимается инспекцией в течение 10 дней со дня получения заявления. Инспекция обязана уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения (п. 4, 8, 9 ст. 78 НК РФ).
Заявление о возврате переплаты было подано налогоплательщиком в пределах трехлетнего срока по п. 7 ст. 78 НК РФ. Однако ИФНС бездействовала до тех пор, пока налогоплательщик не обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Из его решения следует, что инспекция рассмотрела заявление спустя полтора года и приняла решение об отказе в возврате переплаты. При этом налогоплательщик не получил спорное решение ни по почте, ни по ТКС.
Суд решил, что несоблюдение сроков рассмотрения заявления о возврате переплаты и вынесения решения повлекли для налогоплательщика неблагоприятные последствия – пропуск срока на подачу нового заявления после устранения причин отказа. Поэтому отказ инспекции в возврате переплаты по новому заявлению является необоснованным и нарушает права налогоплательщика.
Судьи отметили, что процедура по снятию с учета и постановка на учет налогоплательщика, администрируемая налоговыми органами, не должна влиять на процесс возврата (зачета) переплаты и не снимает обязанность своевременно отвечать на заявления налогоплательщика.