Судебная практика

В каких случаях подрядчик не должен устранять недостатки по гарантии?

Дата публикации

Документ

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.11.2022 № Ф03-5214/2022 по делу № А51-19896/2021

Комментарий

Подрядчик отвечает за качество выполненной работы не только на дату составления акта, но и в течение гарантийного срока (ст. 755 ГК РФ). Это значит, он обязан за свой счет устранять недостатки в период гарантии. Однако в отношении некоторых поломок такой обязанности у подрядчика нет.

Как пояснил Арбитражный суд Дальневосточного округа, подрядчик освобождается от обязанности по бесплатному устранению недостатков, если они возникли из-за неправильной эксплуатации либо нормального износа объекта или его частей, а также ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами. При этом бремя обоснования таких обстоятельств в полной мере лежит на подрядчике. Заказчик для получения права на безвозмездное устранение недостатков должен доказать только факт возникновения недостатка в период гарантии.

Высказался суд и о способах доказывания причин возникновения поломок. По мнению арбитров, могут использоваться любые данные: судебные и внесудебные экспертизы, заключения специалистов, документы, подтверждающие технические характеристики материалов, используемых при производстве, сведения о фактических условиях эксплуатации объекта заказчиком.

В рассматриваемом деле подрядчик указал на следующее: отслоение плитки, использованной при внутренней отделке здания, произошло из-за неправильного температурного режима, установленного заказчиком при эксплуатации. В подтверждение он сослался на ведомость учета тепловой энергии в системе отопления здания, из которой следовало, что плитка начала отпадать после запоздалого включения отопления. Но судьи этот довод не приняли, т. к. из технической документации на клей, который применялся при укладке плитки, следует, что температурный режим в помещении после завершения отделочных работ (в случае их выполнения с соблюдением установленной технологии) составляет от -50 °С до +80 °С. Очевидно, что до включения отопления и после включения температура внутри здания за эти пределы не выходила. Следовательно, причина поломки – нарушение подрядчиком технологии работ, а не неправильная эксплуатация здания (постановление от 03.11.2022 № Ф03-5214/2022 по делу № А51-19896/2021).