Документ
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.06.2022 № Ф05-10389/2022 по делу № А40-135677/2021
Комментарий
ИФНС провела выездную проверку компании. После дополнительных мероприятий назначила дату рассмотрения материалов проверки. Однако ни в указанную дату, ни в последующем инспекция материалы не рассмотрела, решение по проверке не приняла. Компания обжаловала бездействие ИФНС и попросила суд обязать инспекцию рассмотреть материалы и вынести решение по проверке.
Арбитры приняли сторону налогоплательщика, отметив следующее.
В рассматриваемом случае инспекция не представила доказательств невозможности принятия решения по проверке в установленные налоговым законодательством сроки. Поэтому в данном случае нарушение ИФНС срока рассмотрения материалов проверки свидетельствует о бездействии инспекции и напрямую влияет на имущественное положение налогоплательщика, необоснованно увеличивая налоговое бремя уплаты двойного размера пеней.
Судьи подчеркнули, что рассмотрение инспекцией материалов налоговой проверки за пределами сроков, установленных ст. 101 НК РФ, приводит к избыточному и фактически не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля, что недопустимо в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ (определения КС РФ от 27.05.2010 № 650-О-О, от 28.02.2017 № 239-О, постановление КС РФ от 16.07.2004 № 14-П) и приказа ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-702/628@.
Следует отметить, само по себе нарушение срока проверки не лишает инспекцию права взыскать задолженность за счет денежных средств или имущества налогоплательщика, но ограничивает срок такого взыскания 2 годами с момента выставления требования об уплате недоимки (определение Верховного Суда РФ от 05.07.2021 № 307-ЭС21-2135).
Отметим, что не все суды готовы признавать затягивание вынесения решения незаконным (см. комментарий к постановлению Арбитражного суда Центрального округа от 26.03.2021 № Ф10-5940/2020 по делу № А36-632/2020).