Документ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 № 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"
Комментарий
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 № 45 (далее – Постановление № 45) даны ответы на вопросы, связанные с привлечением работодателей к административной ответственности за нарушения требований трудового законодательства. Рассмотрим подробнее эти разъяснения.
За какие нарушения применяется ответственность по ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ
Административная ответственность за нарушения в сфере трудового законодательства установлена статьями ст. 5.27, ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена за нарушения:
- трудового законодательства, которое состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
- иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления) (ст. 5 и ст. 11 ТК РФ).
Например, если работодатель нарушил нормативные требования, которые содержатся в постановлении Правительства РФ, то ответственность за нарушение будет применяться по соответствующей норме ст. 5.27 КоАП РФ так же, как и за нарушение требований трудового законодательства, установленных в ТК РФ.
Если допущены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, которые содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, то за их совершение применяется ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанная норма является специальной по отношению к ст. 5.27 КоАП РФ (п. 3 Постановления № 45).
Кого могут привлечь к ответственности за нарушение трудового законодательства
За нарушение требований трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) могут привлечь:
- работодателей – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, их должностных лиц, допустивших нарушения в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем (чч. 1, 2, 4 - 7 ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ);
- граждан или должностных лиц, не уполномоченных работодателем на привлечение к трудовой деятельности других лиц (ч. 3 и ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
- внешнего, конкурсного, финансового управляющего в случае осуществления им прав и обязанностей работодателя. Управляющего могут привлечь к ответственности по ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ, если в отношении работодателя – юридического лица введено внешнее управление или конкурсное производство либо арбитражный суд принял решение о признании работодателя – индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества (ст. 94, п. 1 ст. 129, ст. 214.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", ч. 6 ст. 20 ТК РФ).
Должностными лицами, которые привлекаются к ответственности по ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ, являются лица, совершившие административные правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
Организационно-распорядительные функции должностного лица включают полномочия по руководству трудовым коллективом или находящимися в его подчинении отдельными работниками (служащими), формированию кадрового состава и определению трудовых функций работников, организации труда или службы подчиненных, применению мер поощрения (награждения), наложению дисциплинарных взысканий и т.п.
Административно-хозяйственными функциями признаются полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) (п. 4 и п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19).
Если деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена, гражданина могут привлечь к административной ответственности в пределах срока давности за совершенные в период этой деятельности правонарушения, предусмотренные ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ. Такому гражданину назначается административное наказание, установленное для индивидуального предпринимателя (п. 6 Постановления № 45).
Можно ли привлечь должностное лицо к ответственности после увольнения?
Привлечь должностное лицо к ответственности могут и в том случае, если трудовые отношения с ним уже прекращены. Для этого должны соблюдаться следующие условия:
- нарушение было допущено должностным лицом в период исполнения обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ);
- не истек срок давности привлечения к административной ответственности – 1 год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Какие нарушения повлекут ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ
Ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ наступает за действия (бездействие), связанные с невыполнением или ненадлежащим выполнением лицом обязанностей, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Работодателя могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, например, за следующие нарушения трудового законодательства:
- несоблюдение срока утверждения графика отпусков (ч. 1 ст. 123 ТК РФ);
- непроведение индексации заработной платы работников, если порядок индексации у работодателя установлен (ст. 134 ТК РФ);
- необеспечение педагогическому работнику права на сокращенную продолжительность рабочего времени (п. 1 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
- нарушение установленного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 порядка направления работников в служебные командировки;
- нарушение Порядка ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320н.
Повторное нарушение трудового законодательства (законодательства об охране труда)
Административная ответственность за повторное совершение аналогичного нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда предусмотрена ч. 2, 5, 7 ст. 5.27 и ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При этом административное правонарушение признается аналогичным при соблюдении следующих условий:
- лицо, совершившее новое нарушение, ранее было подвергнуто административному наказанию за нарушение трудового законодательства (законодательства об охране труда). Например, если раньше было совершено нарушение трудового законодательства, за которое должностное лицо привлекли к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, а потом это же должностное лицо совершило нарушение законодательства об охране труда, за которое предусмотрена ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ, то такое нарушение не будет аналогичным;
- лицо не выполнило или ненадлежащим образом выполнило одну и ту же обязанность, установленную трудовым законодательством (законодательством об охране труда);
- нарушение совершено в срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение такого же административного правонарушения. Такой срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения года со дня окончания его исполнения. Исключением является ситуация, когда штраф за административное нарушение уплачен до дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания. В этом случае срок исчисляется со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа (ст. 4.6 КоАП РФ).
Поэтому судьи должны проверять, истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, на дату совершения нового аналогичного административного правонарушения. Окончание течения данного срока на дату вынесения постановления по делу об административном правонарушении не влияет на квалификацию имевшего место невыполнения (ненадлежащего выполнения) обязанности.
Например, повторным аналогичным нарушением трудового законодательства является отказ в выдаче документов, связанных с работой, или их копий одному, а затем другому сотруднику (ч. 1 ст. 62 ТК РФ).
Необходимо учитывать, что привлечь к административной ответственности должностное лицо могут независимо от того, совершены аналогичные правонарушения по одному месту работы или в разных организациях (п. 8 Постановления № 45).
Что означает ненадлежащее оформление трудового договора
Ненадлежащим оформлением трудового договора признается:
- отсутствие в трудовом договоре сведений и (или) обязательных условий, которые предусмотрены ч. 1 и ч. 2 ст. 57 ТК РФ (например, не указаны место работы или размер должностного оклада работника);
- наличие в трудовом договоре условий, которые ограничивают права или снижают уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и другими нормативными актами (ч. 2 ст. 9 ТК РФ). Например, указано, что работнику предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью менее 28 календарных дней.
При этом отсутствие в трудовом договоре, например, конкретных дат выплаты заработной платы, если они предусмотрены коллективным договором или Правилами внутреннего трудового распорядка, не является нарушением (п. 10 Постановления № 45).
Какие нарушения трудового законодательства не являются длящимися
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что не являются длящимися такие нарушения трудового законодательства, как:
- уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора.
Уклонение от оформления трудового договора считается состоявшимся после истечения 3 рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (ч. 2 ст. 67 ТК РФ);
- заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).
Датой совершения таких нарушений, как ненадлежащее оформление трудового договора или заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, является дата заключения соответствующего договора (п. 10 Постановления № 45);
- фактическое допущение к работе не уполномоченным на это лицом (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ).
Такое нарушение считается оконченным с даты отказа работодателя признать в качестве трудовых отношения, возникшие между ним и работником, фактически допущенным к работе не уполномоченным на это лицом (п. 9 Постановления № 45);
- несвоевременная выплата работнику заработной платы и других выплат в рамках трудовых отношений (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к ответственности за такое нарушение исчисляется со дня, следующего за днем, когда должна быть исполнена обязанность по выплате (п. 17 Постановления № 45).
Нарушение сроков выплаты зарплаты и невыплата зарплаты
За нарушение сроков выплаты заработной платы (в том числе в неденежной форме) предусмотрена ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Эта же санкция применяется и в случае, когда нарушены сроки выплат других сумм, причитающихся работнику, в том числе компенсации за задержку таких выплат (п. 2 ч. 1 ст. 136, ч. 1 ст. 142, ст. 236 ТК РФ).
Нарушение срока каждой выплаты в отношении нескольких сотрудников, например задержка аванса за месяц или несвоевременная выплата отпускных сотрудникам, которые уходят в отпуск в один день, признается одним нарушением по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (п. 17 Постановления № 45).
Если заработная плата не выплачивалась работникам, с которыми трудовой договор не заключался или не оформлялся надлежащим образом, но они приступили к выполнению трудовой функции, то это также признается нарушением. За него наступает ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание, что обязанность по выплате сумм, причитающихся работнику, считается выполненной в день передачи платежного поручения в банк (при условии, что на расчетном счете работодателя достаточно денежных средств). При этом дата фактического поступления денег на текущий счет работника значения не имеет (п. 14 Постановления № 45).
Необходимо учитывать, что если работодатель выплачивает зарплату не полностью в течение более 3 месяцев или полностью не выплачивает более 2 месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности, то такие действия подпадают под уголовную ответственность.
Частичная невыплата свыше 3 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий или иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации наказывается (ч. 1 ст. 145.1 УК РФ):
- штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
либо
- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года;
либо
- принудительными работами на срок до 2 лет;
либо
- лишением свободы на срок до 1 года.
Полная невыплата свыше 2 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий или иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или личной заинтересованности руководителем организации, работодателем-физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации наказывается (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ):
- штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
либо
- принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
либо
- лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Деяния, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 145.1 УК РФ, если они повлекли тяжкие последствия, наказываются (ч. 3 ст. 145.1 УК РФ):
- штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
либо
- лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.
Если такие обстоятельства установлены при рассмотрении дела об административном правонарушении, то это дело прекращается с передачей материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 3 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ и пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Такие разъяснения содержатся в п. 15 Постановления № 45.
Замена банка для выплаты зарплаты
Право работника на замену кредитной организации, в которую переводится заработная плата, закреплено в ч. 3 ст. 136 ТК РФ. Условия перевода заработной платы в кредитную организацию определяются коллективным договором или трудовым договором.
Если работодатель отказывает работнику в замене зарплатного банка на основании положений коллективного договора, в котором указан конкретный банк для выплаты заработной платы, то за такое нарушение наступает ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (п. 16 Постановления № 45).
Специальная оценка условий труда
Ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за непроведение или нарушение порядка проведения работодателем специальной оценки условий труда на рабочих местах распространяется и на внеплановую спецоценку (п. 1 ч. 2 ст. 4 и ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее – Закон № 426-ФЗ).
Нарушением порядка проведения специальной оценки признается невыполнение работодателем предусмотренных Законом № 426-ФЗ обязанностей, а также обязательных требований к процедурам, реализуемым при проведении спецоценки.
К таким нарушениям, в частности, относятся:
- нарушение сроков проведения спецоценки на рабочих местах;
- проведение спецоценки без привлечения специализированной организации;
- непредставление специализированной организации, проводящей спецоценку, необходимых сведений, документов и информации, характеризующих условия труда на рабочих местах;
- проведение спецоценки без создания комиссии по ее проведению;
- непредставление декларации соответствия условий труда государственным нормативам (в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные условия спецоценкой не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми);
- неознакомление работников письменно с результатами проведения спецоценки на их рабочих местах;
- нарушение порядка оформления результатов проведения спецоценки.
Если работодатель не реализовал мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников с учетом результатов проведения спецоценки (например, не внедрил системы автоматического и дистанционного управления производственным оборудованием, не установил ограждения элементов производственного оборудования, защищающие от воздействия движущихся частей и др.) (п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ), то за такое нарушение он привлекается к ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н.
В ситуации, когда нарушение порядка проведения спецоценки допустила специализированная организация, ответственность для нее наступает по ст. 14.54 КоАП РФ (п. 19 Постановления № 45).
Нарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, не являются длящимися, поскольку выражаются в невыполнении обязанностей к установленному сроку. Например, это такие нарушения, как непроведение спецоценки, непредставление декларации соответствия условий труда государственным нормативам (ч. 4 ст. 8, ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Такие разъяснения содержатся в п. 20 Постановления № 45.
Допуск к работе работников, не прошедших обучение по охране труда или медосмотр
Ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает за допуск к исполнению трудовых обязанностей:
- работника, не прошедшего:
- обучение и инструктаж по охране труда;
- стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
- обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены);
- обязательные психиатрические освидетельствования;
- работника, имеющего медицинские противопоказания к выполнению работы.
Привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ могут за допуск к работе без медицинского осмотра любого работника организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинской организации или детского учреждения, независимо от его трудовых функций. Это касается также директора организации, главного бухгалтера, бухгалтеров и охранников (п. 21 Постановления № 45).
При этом оштрафовать работодателя могут за каждого работника, который допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда или обязательного медосмотра (абз. 2 п. 22 Постановления № 45).
Допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения, проверки знаний требований охраны труда, обязательных медосмотров или при наличии медицинских противопоказаний является длящимся нарушением. Такое нарушение выражается в длительном непрекращающемся невыполнении работодателем обязанности отстранить от работы (не допускать к ней) работника, который не прошел обучение и проверку знаний в области охраны труда, обязательный медосмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование, а также, если выявлены медицинские противопоказания для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и абз. 3-5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Такие разъяснения содержатся в п. 22 Постановления № 45.
Невыдача работникам СИЗ
На работодателя возложена обязанность бесплатно выдавать средства индивидуальной защиты (СИЗ) работникам, занятым на работах:
- с вредными или опасными условиями труда;
- выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности (при их отсутствии – типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики).
За необеспечение работников СИЗ предусмотрена ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. К ответственности по данной норме работодателя могут привлечь за следующие нарушения, связанные с обеспечением работников СИЗ:
- необеспечение работников (независимо от их количества) СИЗ по установленным нормам;
- невыполнение обязанности по хранению СИЗ, их стирке, химической чистке, сушке, ремонту и своевременной замене.
Если работодатель не обеспечил СИЗ нескольких работников, то составляется один протокол об административном правонарушении.
Необеспечение работников СИЗ является длящимся нарушением (п. 23 Постановления № 45.).
Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Если из протоколов об административных правонарушениях следует, что работодатель совершил одно нарушение, за которое предусмотрена ответственность двумя или более статьями (частями статей) КоАП РФ, судья выносит определение об объединении таких материалов в одно производство. Оно рассматриваются судьей с вынесением одного постановления и назначением административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ – в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого наказания.
Примером такого нарушения является невыполнение работодателем обязанностей выдать находящемуся на работе работнику в день увольнения трудовую книжку и произвести с ним расчет при условии, что работодатель ранее привлекался к ответственности по ч. 1 и ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за совершение аналогичных нарушений (ч. 2 и ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ).
В ситуации, когда совершены нарушения, которые предусмотрены одной частью ст. 5.27 или 5.27.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания за их совершение положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ не применяются.
Такие разъяснения содержатся в п. 25 Постановления № 45.