Документ
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.12.2021 № Ф10-5716/2021 по делу № А08-10169/2020
Комментарий
Проведение предпроверочного анализа не является основанием для направления требования о предоставлении документов или информации. Значит, налогоплательщик может не исполнять подобный запрос без риска привлечения к ответственности. К таким выводам пришел Арбитражный суд Центрального округа. Ситуация складывалась следующим образом.
Инспекторы направили в организацию требование (вне рамок проверки) о предоставлении документов о взаимоотношениях с одним из контрагентов за 2019 год. В частности, были запрошены все действовавшие в 2019 году договоры, составленные в этот период акты выполненных работ, карточки счетов бухучета, регистры налогового учета, оборотные ведомости по счетам 90.2 и 91.12 за год. Компания посчитала, что требование выходит за рамки отведенных ИФНС полномочий, обжаловала его в вышестоящем налоговом органе, но поддержки не нашла. После этого спор был передан на рассмотрение суда. Арбитры встали на сторону налогоплательщика.
Как отмечается в постановлении от 15.12.2021 № Ф10-5716/2021 по делу № А08-10169/2020, налоговое законодательство действительно предусматривает возможность проведения мероприятий налогового контроля вне рамок проверки путем истребования информации и документов. Но с одним важным ограничением: запрос возможен только по конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Кроме того, по мнению суда, в целях соблюдения баланса между правами налогового органа и обязанностями налогоплательщика такое требование должно не только раскрывать индивидуализирующие признаки запрашиваемых документов, позволяющие исполнить такое требование. Но также и однозначно свидетельствовать о том, что их истребование обусловлено обоснованной необходимостью получения информации относительно конкретной сделки у участников сделки, возникшей в рамках мероприятий налогового контроля, отличных от проверки.
В данном случае налоговая инспекция нарушила оба вышеозначенных правила. Во-первых, запрос касается всех отношений с контрагентом за год, а не конкретной сделки. А во-вторых, основанием для выставления требования был предпроверочный анализ финансово-хозяйственной ситуации на основании критериев рисков совершения налогового правонарушения.
Арбитры особо отметили: ни НК РФ, ни соответствующий приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, утвердивший критерии рисков, не дают инспекторам права истребовать у налогоплательщиков и их контрагентов документы и информацию в рамках предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому необходимость анализа взаимоотношений сторон за тот или иной период не может быть поводом для запроса документов вне рамок проверки.