Судебная практика

Нужно ли включать в доходы кредиторку контрагента, исключенного из ЕГРЮЛ за недостоверные сведения?

Дата публикации

Документ

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.12.2021 № Ф09-8543/21 по делу № А60-12169/2021

Комментарий

Исключение организации из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений должно привести к тем же правовым последствиям, что ликвидация и исключение из реестра данных о недействующей компании. Во всех этих случаях применяются положения ст. 49 ГК РФ о том, что с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ правоспособность юридического лица прекращается, оно перестает существовать как субъект правоотношений.

Руководствуясь таким подходом, Арбитражный суд Уральского округа признал правомерным доначисление компании налога на прибыль организаций по суммам невостребованной кредиторки контрагентов, исключенных из ЕГРЮЛ за недостоверность сведений. Указанная задолженность, по мнению судей, формирует внереализационные доходы того периода, когда в реестр в отношении кредитора внесена запись об исключении (постановление от 06.12.2021 № Ф09-8543/21 по делу № А60-12169/2021).

Отдельно стоит отметить: при рассмотрении спора арбитры отклонили ссылки компании на разъяснения Минфина России о том, что исключение организации из ЕГРЮЛ за недостоверные сведения является особым случаем, поскольку законодательство прямо не приравнивает такие компании к недействующим и не распространяет на них последствия, аналогичные ликвидации. Судьи указали, что налоговые обязательства следует определять на основании норм НК РФ, а не на основании писем ведомств.

Напомним, что именно таким подходом Минфин объясняет и невозможность учета соответствующей дебиторки в составе безнадежных долгов на дату исключения контрагента-должника из ЕГРЮЛ (письмо от 24.10.2019 № 03-03-06/1/81781). Поэтому с выходом комментируемого постановления у налогоплательщиков появился дополнительный аргумент в споре о возможности учета подобных долгов при налогообложении.