Дата публикации
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2021 № 25-КГ21-9-К4
Верховный Суд РФ рассмотрел спор между восстановленным работником и организацией, который возник при следующих обстоятельствах.
При увольнении по сокращению сотрудник получил компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие. Он обжаловал это увольнение, суд его восстановил, взыскав с работодателя оплату вынужденного прогула.
В течение месяца после восстановления на работе сотрудник подал заявление на предоставление оплачиваемого отпуска, за который ему были выплачены отпускные.
Работодатель обратился к сотруднику с требованием вернуть полученную компенсацию отпуска (поскольку эти дни он использовал и получил оплату) и выходное пособие (этот же период был оплачен как вынужденный прогул). Сотрудник ответил отказом, спор оказался в суде.
Все три инстанции признали требования работодателя законными, потому что:
Однако судьи Верховного Суда РФ признали это доводы ошибочными.
Как указано в определении от 13.09.2021 № 25-КГ21-9-К4, признание увольнения незаконным и восстановление на работе влечет за собой восстановление в полном объеме трудовых прав работника, в том числе права на отпуск. Из этого следует, что после восстановления на работе сотрудник имел право на отпуск и законно использовал его.
Что касается зачета выходного пособия в счет оплаты вынужденного прогула, то, как отметили судьи Верховного Суда РФ, этот вопрос разрешается судом, рассматривающим дело о восстановлении на работе. В текущем случае этого сделано не было, следовательно, произвести зачет нельзя.
Верховный Суд отменил все принятые судебные решения и отправил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.