Судебная практика

Может ли банк требовать подавать платежки только на бумаге?

Дата публикации

Документ

Решение Верховного Суда РФ от 23.08.2021 по делу № АКПИ21-487

Комментарий

В рамках мероприятий по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма банк вправе отказать клиенту в дистанционном обслуживании и перевести взаимодействие исключительно в бумажный формат. К таким выводам пришел ВС РФ в решении от 23.08.2021 по делу № АКПИ21-487.

Поводом для судебного разбирательства стала жалоба компании, у которой обслуживающий банк отказался принимать платежки в электронном формате, сославшись на подозрительный характер операций. При этом кредитная организация указала, что будет исполнять только документы, полученные в бумажном формате. А в качестве основания банк привел собственный внутренний порядок "антиотмывочного" контроля, разработанный в соответствии с установленными ЦБ РФ правилами. Посчитав, что подобные действия банка нарушают права владельца счета, компания обжаловала в суд Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 № 375-П, в части, которая дает право банкам отказывать в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания (в качестве меры борьбы с отмыванием денег и финансированием террористов).

Однако судьи организацию не поддержали. В комментируемом решении ВС РФ отметил, что отказ в дистанционном обслуживании не нарушает права организации, поскольку:

  • не создает ограничений по распоряжению имеющимися средствами;
  • не препятствует проведению операций по счетам;
  • всего лишь менят формат взаимодействия анка и клиента в части передачи распоряжений.

При этом возможность такого ограничения прямо предусмотрена законодательством.