Судебная практика

Включается ли в доходы арендодателя компенсация коммунальных расходов, если c арендатором заключен агентский договор?

Дата публикации

Документ

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.08.2021 № Ф02-4025/2021 по делу № А33-29857/2019

Комментарий

Суммы, поступающие от арендатора в качестве компенсации коммунальных расходов, должны включаться арендодателем в доходы при определении объекта налогообложения по УСН. Это относится и к ситуации, когда между сторонами заключен посреднический договор, в рамках которого арендатор-принципал поручает арендодателю-агенту перечислять поставщикам плату за потребленные ресурсы. К таким выводам пришел Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Как отмечается в постановлении от 11.08.2021 № Ф02-4025/2021 по делу № А33-29857/2019, при оплате арендаторами стоимости коммунальных услуг у арендодателя возникает экономическая выгода в денежной форме в размере стоимости содержания принадлежащего ему имущества (ст. 41 НК РФ), соответственно, приводит к образованию облагаемого УСН дохода.

Что же касается агентского договора, он действительно может избавить арендодателя от необходимости включать в доходы суммы, поступающие в оплату коммуналки. Но только при условии, что договор заключается до оформления отношений с поставщиками ресурсов. Если же договоры с поставщиками коммунальных услуг заключены или соответствующие отношения фактически возникли до подписания агентских договоров и возникновения правоотношений с арендаторами-принципалами, оснований для исключения коммунальных платежей из состава доходов нет.

Как пояснили судьи, в таком случае стороной по договорам с поставщиками ресурсов выступает сам арендодатель (агент), а не арендаторы (принципалы). Значит, у последних нет никаких правовых оснований, чтобы поручать агенту перечисление оплаты ресурсоснабжающим организациям в рамках посреднического договора. Проще говоря, такой агентский договор носит фиктивный характер и никак не сказывается на квалификации сумм, поступающих от арендаторов. Их по-прежнему следует расценивать как экономическую выгоду и доход арендодателя.