Судебная практика

В каком случае за повреждение груза при перевозке отвечает сам заказчик?

Дата публикации

Документ

Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2021 № 308-ЭС21-7035 по делу № А53-11645/2019

Комментарий

Если повреждение груза произошло во время перевозки, но причиной тому явились действия заказчика, взыскать соответствующие убытки с перевозчика не получится. На этот нюанс обратил внимание Верховный Суд РФ. Определением от 28.05.2021 № 308-ЭС21-7035 по делу № А53-11645/2019 арбитры окончательно отказали заказчику в возмещении стоимости поврежденного груза, т. к. было установлено, что повреждение произошло из-за ненадлежащей упаковки, а также из-за того, что заказчик не сообщил водителю об особых свойствах перевозимого товара и условиях его транспортировки. Ситуация складывалась следующим образом.

Перевозчику было поручено осуществить транспортировку оборудования в заводской упаковке. При этом погрузка и размещение груза в машине осуществлялись силами заказчика (грузоотправителя). По прибытии в пункт назначения обнаружилось, что оборудование повреждено. Заказчик потребовал от перевозчика возместить стоимость груза. Но при рассмотрении спора выяснилось, что повреждение связано с особенностями самого оборудования – оно имело смещенный центр тяжести. Поэтому его перевозка должна осуществляться с применением специальных креплений (противоскользящих матов и специальных тросов). Однако заказчик этими требованиями пренебрег сам и не сообщил о них водителю, что и привело к поломке.

При таких обстоятельствах ВС РФ подтвердил: вина в повреждении груза в полной мере лежит на самом заказчике. И требовать какого-либо возмещения от перевозчика он не вправе.