Документ
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.03.2021 № Ф04-696/2021 по делу № А27-9247/2020
Комментарий
Принимая решение о классификации объекта основных средств для целей включения в ту или иную амортизационную группу, налогоплательщик должен исходить из всего комплекса характеристик объекта, а не только из его основной функции. При этом недопустимо, чтобы для целей транспортного налога ОС квалифицировалось как транспортное средство, а для целей амортизации – как стационарный объект. На эти нюансы обратили внимание судьи Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, которые поддержали ИФНС в следующем споре.
Организация приобрела самодвижущиеся буровые установки на гусеничном ходу. И включила их в третью амортизационную группу, квалифицировав как "Оборудование бурильное". Но при этом установки были зарегистрированы в Гостехнадзоре и по ним уплачивался транспортный налог как по "прочим самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу". Именно эти обстоятельства и привлекли внимание ИФНС, которая указала на неверную квалификацию установок для целей начисления амортизации. По мнению ИФНС, их нужно относить не к бурильному оборудованию, а к самоходным машинам и оборудованию прочему (экскаваторы, бульдозеры, скреперы и т. д.). И, как следствие, включать не в третью, а в четвертую амортизационную группу.
Налогоплательщик же настаивал на правильности начисления амортизации, поскольку основной функцией оборудования является бурение скважин, а не перемещение в пространстве, тем более что скорость такого перемещения (по документам) не превышает 3 км/ч. Но судьи эти аргументы не приняли. Они указали, что оборудование действительно обладает всеми признаками самоходной машины. Есть двигатель, предназначенный не только для вращения буровой установки, но и для движения, а также кабина управления движением. Кроме того, для монтажа оборудования используется шасси экскаватора. Таким образом, в данном случае речь идет не просто о буровом оборудовании, а о самоходной буровой установке. Такая самоходность – важный отличительный признак, который обязательно должен учитываться не только для целей транспортного налога, но и при квалификации ОС для целей включения в амортизационную группу (постановление от 05.03.2021 № Ф04-696/2021 по делу № А27-9247/2020).