Судебная практика

Должен ли продавец вернуть деньги, если товар оказался контрафактным?

Дата публикации

Документ

Определение Верховного Суда РФ от 29.10.2020 № 303-ЭС20-16904 по делу № А51-21123/2018

Комментарий

Контрафактный товар (в т. ч. введенный в оборот без согласия правообладателя) для целей договора купли-продажи должен рассматриваться как некачественный. Поэтому продавец, передавший покупателю такой товар, обязан возместить его стоимость. Указанная обязанность возникает вне зависимости от того, знал ли сам продавец о недостатках, а также от того, когда именно был выявлен контрафакт. Такие выводы следуют из определения Верховного Суда РФ от 29.10.2020 № 303-ЭС20-16904 по делу № А51-21123/2018, которым на продавца возложена обязанность по возврату денег в следующей ситуации.

Между ИП-покупателем и компанией-продавцом был заключен договор купли-продажи автозапчастей для дальнейшей перепродажи. Сделка была закрыта надлежащим образом, предприниматель даже успел распродать часть товара, когда вдруг выяснилось, что запчасти контрафактные. Они были введены в оборот без согласия обладателя торгового знака, поэтому запрещены к продаже на территории РФ. Предприниматель обратился к продавцу с требованием вернуть деньги за остатки нереализованного товара. Но получил отказ, так как должен был сам проверить качество товара (в т. ч. законность его ввода в оборот) при приемке.

Однако ВС РФ такой подход не поддержал, согласившись с выводами нижестоящего суда о том, что у покупателя обязанность проверять законность ввода товара в оборот (в т. ч. требовать соответствующие документы от продавца) есть, только если это прямо указано в договоре. В остальных случаях предполагается, что продавец действует добросовестно и реализует законный товар. Поэтому если впоследствии выясняется, что товар контрафактный, продавец обязан возместить его стоимость покупателю.