Документ
Определение Верховного Суда РФ от 21.07.2020 № 302-ЭС20-9582 по делу № А33-10045/2019
Комментарий
Большинство заключаемых на практике договоров содержат условие об обязательном досудебном порядке урегулирования возникающих споров. Это значит, что обращаться с иском в суд пострадавшая сторона может только после того, как претензия, направленная в адрес контрагента, осталась без удовлетворения. Разъяснения, как правильно действовать, если претензия направлена почтой, дал Верховный Суд РФ.
Ситуация, попавшая на рассмотрение судей, складывалась следующим образом. Между сторонами был заключен договор поставки, в его рамках поставщик отгрузил партию товара, часть которого оказалась бракованной. Покупатель брак обнаружил и возвратил поставщику с просьбой заменить товар. Но у поставщика продукции на замену не оказалось. Тогда покупатель направил претензию о возврате денег за недопоставленный товар. Не получив на нее ответа, обратился в суд с иском о взыскании задолженности.
Продавец в суде не оспаривал факт поставки и возврата бракованного товара, но настаивал: суд не должен был принимать иск, т.к. покупатель нарушил пункт договора о досудебном порядке. На дату подачи иска претензия, хотя и была доставлена в почтовое отделение по месту нахождения поставщика, но им еще не получена и не рассмотрена. При этом 30-дневный срок, отведенный почтой для получения корреспонденции, также еще не истек.
Но судьи всех инстанций, включая ВС РФ, эти доводы отвергли, указав, что письмо с претензией было направлено на юридический адрес поставщика. И доставлено по этому адресу. За дальнейшие действия продавца по фактическому получению письма покупатель ответственности не несет. Значит, досудебный порядок считается соблюденным в тот момент, когда соответствующая претензия доставлена в почтовое отделение по месту нахождения поставщика и готова к вручению. Дожидаться фактического получения для обращения в суд необязательно (определение от 21.07.2020 № 302-ЭС20-9582 по делу № А33-10045/2019).