Судебная практика

Какие недостатки позволят вернуть товар поставщику даже после приемки?

Дата публикации

Документ

Определение Верховного Суда РФ от 07.05.2020 № 306-ЭС20-1330 по делу № А65-1971/2018

Комментарий

Гражданский кодекс позволяет покупателю отказаться от договора и потребовать возврата уплаченных денег, если качество поставленного товара не соответствует условиям сделки, а устранение брака невозможно (п. 2 ст. 475 ГК РФ). Как разъяснил Верховный Суд РФ, для указанных целей во внимание должны приниматься любые недостатки товара, кроме тех, которые связаны с разгрузкой, хранением и монтажом, если таковые производились силами самого покупателя. При этом доказать связь выявленного брака с вышеуказанными действиями покупателя должен поставщик. С учетом этого ВС РФ поддержал выводы нижестоящих судов о правомерном отказе покупателя от договора в следующей ситуации.

Между организациями был заключен договор поставки, в рамках которого покупатель получил комплектующие для нефтепровода. Товар был принят в полном объеме без каких-либо претензий по качеству. Однако при попытке использовать полученные комплектующие по назначению обнаружились многочисленные неустранимые  недостатки – трещины в металле, несплавление, брызги металла и прочие дефекты сварки, которые были сняты на фото и отражены в акте. Покупатель решил отказаться от договора и потребовал вернуть деньги. Но поставщик настаивал: раз изначально товар был принят без замечаний, то он не может отвечать за выявленные впоследствии недостатки.

Тем не менее судьи встали на сторону покупателя. В определении от 07.05.2020 № 306-ЭС20-1330 по делу № А65-1971/2018 Верховный Суд указал: продавец не предоставил доказательств того, что недостатки возникли из-за нарушений, допущенных покупателем уже после приемки товара. Напротив, их характер явно свидетельствует о заводском браке. Следовательно, покупатель вправе отказаться от договора и потребовать возврата денег.