Документ
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2020 N 53-КГ19-17
Комментарий
Работник, уволенный в 2018 году, обратился к организации с требованием о выплате компенсации за неиспользованные дни дополнительного отпуска в связи с работой во вредных условиях за период с 2009 по 2013 годы.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований бывшего сотрудника в связи с пропуском срока на обращение в суд за защитой. По мнению районного суда, в данной ситуации необходимо применять часть 1 ст. 392 ТК РФ, согласно которой обратиться в суд за восстановлением нарушенного права работник может в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Как указали судьи, это произошло в 2014 году, поэтому срок пропущен. Апелляционный суд поддержал выводы судей первой инстанции, добавив, что бывший сотрудник мог обратиться к работодателю по вопросу предоставления дополнительных отпусков или начисления компенсации до своего увольнения, однако он этого не сделал.
Жалоба дошла до Верховного Суда, который отменил решения нижестоящих судов и отправил дело на новое рассмотрение. Как указали судьи в определении от 17.02.2020 № 53-КГ19-17, сроки на подачу иска в суд в случае взыскания компенсации за неиспользованный отпуск должны исчисляться по правилам части 2 статьи 392 ТК РФ. По этой норме работник при невыплате или неполной выплате заработной платы может обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты. При этом в случае с компенсацией за неиспользованный отпуск (в том числе дополнительный) этот срок исчисляется с даты увольнения.
Отметим, что аналогичная точка зрения в отношении основных отпусков была высказана в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 № 38-П.