Судебная практика

Когда могут привлечь к ответственности за непроведение спецоценки до конца 2018 года?

Дата публикации 30.10.2019

Документ

Постановление Верховного Суда РФ от 04.09.2019 № 46-АД19-17

Комментарий

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон), который обязал всех работодателей проводить спецоценку, установил переходные положения для работодателей, ранее не проводивших аттестацию рабочих мест по условиям труда. Так, определен крайний срок проведения спецоценки – 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона). Исключение сделано для некоторых категорий рабочих мест (например, должностей с вредными условиями труда).

Большинство организаций не задумывалась о проведении спецоценки до конца 2018 года. Но дело в том, что переходные положения были установлены для плановой спецоценки. Что касается внеплановой, то ее должны были проводить все, кто вводил в эксплуатацию новые рабочие места, т.е. должности. Провести внеплановую спецоценку в этом случае работодатель должен был в течение 12 месяцев со дня ввода рабочего места (п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Получается, что если в период с начала 2014 г. по конец 2018-го работодатель менял штатное расписание, вводя новые должности, то спецоценку по этим рабочим местам необходимо было организовать в течение 12 месяцев со дня подписания приказа о новой штатной расстановке. Причем сделать это нужно было вне зависимости от того, что спецоценку по всем остальным рабочим местам можно было не проводить до конца 2018 года.

За непроведение внеплановой спецоценки на работодателя можно наложить штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в сумме до 80 000 рублей на организацию и до 10 000 рублей – на ее руководителя. Верховный Суд РФ в постановлении от 04.09.2019 № 46-АД19-17 признал такой штраф правомерным.