Судебная практика

Может ли ИФНС пользоваться услугами коммерческих почтовых служб?

Дата публикации

Документ

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.09.2019 № Ф03-4020/2019 по делу № А51-24/2019

Комментарий

Документы, которые ИФНС направила плательщику с использованием частной почтовой службы, не считаются врученными, если они вернулись в ИФНС по истечении срока хранения или в связи с отказом от их получения. Такие выводы следуют из постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.09.2019 № Ф03-4020/2019 по делу № А51-24/2019, которым было отменено решение ИФНС о привлечении к ответственности по причине неуведомления налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов.

В указанном деле ИФНС представила суду сведения о том, что уведомления направлялись в адрес компании коммерческой почтовой службой и были возвращены по истечении срока хранения с приложением актов об отказе в получении корреспонденции. А налогоплательщик указал, что он находится по юридическому адресу и специально арендует абонентский ящик у "Почты России", чтобы гарантированно получать всю официальную корреспонденцию. Кроме того, ИФНС может направлять документы в адрес налогоплательщика по ТКС. Получать же письма от частных почтовых служб налогоплательщик не обязан.

Судьи такой подход поддержали. Они указали, что в данном случае нельзя говорить об уклонении налогоплательщика от получения документов, т.к. у ИФНС есть государственные каналы связи с организацией. Значит, если инспекция не может подтвердить фактическое вручение налогоплательщику документов, направленных негосударственной почтой службой, то такие документы не считаются доставленными со всеми вытекающими из этого последствиями.