Документ
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2019 № 30-П
Комментарий
Утилизационный сбор в отношении транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), платить не нужно.
К такому выводу пришел КС РФ в постановлении от 19.07.2019 № 30-П. Судьи признали, что нормы ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ) частично не соответствуют Конституции РФ и обязали законодателей внести необходимые изменения в эту статью.
Напомним, что перечни транспортных средств, в отношении которых платится утилизационный сбор (далее – Перечни), а также правила его расчета и уплаты утверждены:
- в отношении самоходных машин (в т.ч. прицепов к ним) - постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81;
- в отношении колесных транспортных средств (в т.ч. прицепов к ним) – постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291.
В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора выступают, в частности, лица, которые ввозят на территорию РФ транспортные средства, названные в Перечнях.
Из буквального толкования этой нормы следует, что сбор необходимо платить независимо от вида таможенной процедуры, под которую помещено транспортное средство. Так, в споре, послужившим основанием для обращения в КС РФ, таможенная служба взыскивала утилизационный сбор с ИП, который ввез арендованный у иностранного контрагента транспорт в режиме таможенной процедуры временного ввоза.
Как пояснил КС РФ, подобный подход противоречит принципам справедливости и соразмерности взимания обязательного платежа.
Целью уплаты утилизационного сбора является обеспечение экологической безопасности, защиты здоровья человека и окружающей среды от негативного воздействия транспортных средств (п. 1 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ).
При этом степень негативного воздействия от использования транспорта, временно находящегося в РФ (при таможенной процедуре временного ввоза), утилизация которого на территории России не предполагается, и транспорта, ввезенного с целью постоянной эксплуатации в РФ (при таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления), существенно отличается.
Поэтому обязанность по уплате утилизационного сбора должна зависеть от таможенной процедуры, под которую помещено транспортное средство (ст. 127 ТК ЕАЭС).
Также в комментируемом постановлении КС РФ приходит к выводу, что до момента внесения поправок в Закон № 89-ФЗ взимание утилизационного сбора при временном ввозе транспорта в РФ неправомерно.
Таким образом, возможные претензии таможенных органов в случае неуплаты импортером утилизационного сбора в отношении транспортного средства, временного ввезенного в РФ, следует оспаривать в суде.