Документ
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.06.2019 № Ф10-2282/2019 по делу № А68-7229/2018
Комментарий
Представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации влечет безусловную обязанность налогового органа прекратить все действия, связанные с проверкой первоначальной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Однако такая обязанность возникает у ИФНС, только если уточненка подана до окончания камеральной проверки. При этом в НК РФ не сказано, как именно определить момент окончания камералки.
Этот пробел восполнили судьи Арбитражного суда Центрального округа. В постановлении от 26.06.2019 № Ф10-2282/2019 по делу № А68-7229/2018 указано, что камеральная проверка, по результатам которой выявлены нарушения, влечет составление соответствующего акта. В этом акте в обязательном порядке указываются даты начала и окончания проверки (пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ), а сам акт составляется в течение 10 дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Выходит, что на момент составления акта камеральная проверка в любом случае уже закончена. Значит, уточненная декларация, поданная после составления акта, уже никак не сказывается на действиях ИФНС по рассмотрению этого акта и вынесению решения. Таким образом, если ИФНС уже составила акт по камералке, то представление уточненной декларации этот акт не отменит, даже если уточненка устраняет указанные в нем нарушения.
Отметим, что аналогичное мнение ранее высказывала и ФНС России (см. письмо от 20.11.2015 № ЕД-4-15/20327). Исходя из последнего решения, можно сделать вывод, что суды теперь поддерживают эту позицию. При этом ранее судьи считали датой окончания камеральной проверки дату вынесения решения, признавая, что сдача уточненки после составления акта обязывает инспекцию начать камеральную проверку заново (см. постановление АС Центрального округа от 04.07.2017 № Ф10-1884/2017 по делу № А54-3820/2016).