Дата публикации
Апелляционное определение Самарского областного суда от 09.10.2018 по делу № 33-12257/2018
Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам и уходу за ребенком рассчитываются исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (расчетный период).
При этом если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, эти годы могут быть заменены. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ) замена возможна при соблюдении двух условий:
Само по себе указание на заявление, казалось бы, означает, что инициатива по замене лет должна исходить от сотрудника. Однако Самарский областной суд посчитал иначе.
Судьи рассмотрели спор между сотрудником и организацией о доначислении пособия. Организация произвела замену лет при расчете пособия по БИР и по уходу, выплатила их. Однако через какое-то время сотрудник посчитал, что при замене на другие годы размер пособий был бы больше. Рассчитав разницу между полученными суммами пособий (по БИР и уходу) и теми суммами, которые он мог бы получить, работник потребовал ее взыскать. Удовлетворяя требования сотрудника, судьи в апелляционном определении от 09.10.2018 по делу № 33-12257/2018 указали, что работодатель нарушил положения Закона № 255-ФЗ, поскольку не предложил работнику наиболее выгодный вариант замены лет, тем самым ущемляя его права.
При этом суд отклонил довод работодателя о том, что сотрудник мог потребовать замены лет не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по БИР (достижения ребенком полутора лет). Судьи отметили, что эти сроки установлены для обращения за пособием и не распространяются на заявление о замене лет.