Документ
Апелляционное определение Омского областного суда от 28.02.2019 № 33-897/2019
Комментарий
Работодатель не имеет права заключать с водителем договор о полной материальной ответственности последнего в отношении транспортного средства, на котором он работает. К такому выводу пришел Омский областной суд в определении от 28.02.2019 № 33-897/2019. Обоснован такой вывод следующим.
В соответствии со ст. 244 ТК РФ письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности (то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работнику имущества) может заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
По мнению суда, транспортное средство представляет собой материально-техническое средство, используемое для исполнения трудовой функции работника, и предоставляется ему для выполнения должностных обязанностей, а не в качестве материальной ценности под отчет.
Таким образом, заключать договор о полной материальной ответственности в отношении вверенного водителю автомобиля работодатель не вправе. А если такой договор все-таки заключен, взыскать с работника сумму полного ущерба не получится, поскольку договор противоречит требованиям закона, поэтому является ничтожным. В случае причинения ущерба работодателю (например, вследствие ДТП) работник понесет материальную ответственность в общем порядке в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).
Ранее суды уже приходили к аналогичному выводу.
См. также: