Документ
Определение Конституционного Суда РФ от 02.04.2019 № 854-О
Комментарий
КС РФ рассмотрел запрос группы депутатов Госдумы РФ о признании положений Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, которым повышен пенсионный возраст, противоречащим принципам Конституции РФ.
В частности, по мнению депутатов, такие меры:
- наносят гражданам моральный и материальный ущерб, поскольку в пожилом возрасте гражданам сложно трудоустроиться, а также продолжать работу, в т.ч. по состоянию здоровья.
- могут быть законодательно закреплены только по итогам проведения общероссийского референдума;
- не гарантируют, что удастся избежать дефицита бюджета ПФР и обеспечить стабильность пенсионной системы на продолжительное время.
Определением от 02.04.2019 № 854-О КС РФ признал указанный запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению.
Как отметил суд, Конституция РФ не исключает повышение пенсионного возраста. Целесообразность таких действий определяется законодательными органами власти.
КС РФ ознакомился с материалами, представленными по его запросу госорганами и научными организациями, и пришел к выводу, что решение о повышении возраста выхода на пенсию принято после экспертно-аналитической проработки данного вопроса.
Суд указал, что поправки обусловлены следующими факторами:
- развитие системы здравоохранения и медицины;
- увеличение продолжительности жизни по сравнению с тем периодом, когда первоначально был законодательно закреплен возраст выхода на пенсию;
- изменение структуры занятости и условий труда подавляющей части населения.
Кроме того, предусмотрены меры по адаптации лиц пенсионного и предпенсионного возраста к изменениям и оказанию им дополнительной поддержки. В частности, это поэтапное (ежегодное), а не одномоментное увеличение возраста выхода на пенсию, освобождение лиц предпенсионного возраста от работы для прохождения диспансеризации с сохранением среднего заработка, сохранение льгот по уплате имущественных налогов.
Таким образом, принятые поправки, по мнению КС РФ, затрагивают права и законные интересы граждан, но не могут расцениваться как лишение конституционного права на пенсионное обеспечение или его умаление.