Судебная практика

Товар отгружен с существенными недостатками: каковы права покупателя?

Дата публикации

Документ

Определение Верховного Суда РФ от 11.12.2018 № 16-КГ18-49

Комментарий

Покупатель, получивший некачественный товар, может рассчитывать на уменьшение покупной цены, безвозмездное устранение недостатков силами продавца либо на возмещение своих расходов на устранение недостатков.

По правилам п. 1 ст. 475 ГК РФ любое из этих трех требований покупатель вправе предъявить продавцу, а продавец обязан его исполнить. Если же в товаре обнаружены существенные недостатки (которые нельзя устранить без несоразмерных расходов или затрат времени либо которые появляются неоднократно после их устранения), в дело вступают правила п. 2 ст. 475 ГК РФ, дающие право покупателю отказаться от договора и потребовать обратно все деньги либо потребовать замену товара на качественный.

Как разъяснили судьи ВС РФ в определении от 11.12.2018 № 16-КГ18-49, требования, которые покупатель вправе предъявить при обнаружении существенных недостатков, носят дополнительный характер. Поэтому существенные недостатки не лишают покупателя права на сниженную цену либо на устранение недостатков (возмещение расходов на их устранение). Таким образом, покупатель, получивший товар с существенными недостатками, может по своему выбору предъявить продавцу любое из пяти требований, поименованных в ст. 475 ГК РФ – снизить цену, бесплатно устранить недостатки, возместить расходы на устранение недостатков, вернуть все деньги, уплаченные за товар, заменить товар на качественный.