Документ
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.03.2018 по делу № 33-3735/2018
Комментарий
Свердловский областной суд рассмотрел дело о защите чести и достоинства по иску бывшего сотрудника к работодателю. В ходе рассмотрения дела суд выяснил, что после увольнения за прогул работник обратился в прокуратуру, которая в рамках проверки затребовала характеристику у работодателя. Сведения, указанные в характеристике, работник посчитал порочащими честь и достоинство и потребовал опровергнуть их путем подачи новой характеристики. Кроме того, работник требовал возмещения морального вреда.
В характеристике было указано, что работник:
- стал безответственно относиться к выполнению своих должностных обязанностей;
- допускал конфликтные ситуации в отношениях с коллегами;
- излишне амбициозен и имеет завышенную самооценку;
- не всегда соблюдает правила и нормы деловой этики и порядочности;
- критику в свой адрес воспринимает несдержанно;
- устранять недостатки не стремится;
- не умеет слушать коллег;
- стремится получать незаработанные деньги;
- легкомысленно относится к работе.
Характеристика подписана директором организации. Вместе с характеристикой работодатель представил ряд докладных записок о невыполнении работником должностных обязанностей, акты об отказе выполнить работу, об отказе поставить подпись, об отсутствии без уважительных причин и предварительного уведомления.
Суд отметил, что для удовлетворения иска о защите чести, достоинства и деловой репутации в соответствии со ст. 152 ГК РФ необходимо наличие трех условий:
- факт распространения сведений;
- порочащий характер сведений;
- несоответствие сведений действительности.
При этом важно отличать утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить и оценочные суждения, мнения и убеждения. Последние в суде обжаловать нельзя, потому что проверить их на соответствие действительности невозможно. Что касается компенсации морального вреда, то обязанность по ее выплате может быть возложена на лицо тогда, когда его субъективное мнение высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию.
Поскольку в рассматриваемом случае было высказано оценочное суждение руководителя о личных и деловых качествах бывшего работника, которое не носило оскорбительного характера, суд отказал в иске.