Документ
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 № 6-П
Ситуация
Организации дважды было отказано (сначала Верховным Судом РФ, затем Высшим арбитражным судом РФ) в принятии к рассмотрению заявления об оспаривании положений письма ФНС России. Отказ был обусловлен тем, что Верховный Суд РФ вправе проверять на соответствие законодательству РФ лишь нормативные правовые акты. Это предусмотрено п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации". А разъяснения ФНС России к таковым не относятся, поскольку:
- не устанавливают правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц;
- по форме, содержанию, источнику опубликования не соответствуют критериям, позволяющим признавать их нормативными актами.
В связи с этим организация обратилась в Конституционный Суд РФ с целью признать не соответствующими Конституции РФ положения о том, что Верховный Суд РФ не уполномочен рассматривать акты ведомств ненормативного характера (в частности, разъяснения ФНС России).
Комментарий
В настоящее время дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в качестве суда первой инстанции рассматривает Верховный Суд РФ (п. 7 ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).
Существенными признаками нормативного акта являются (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48):
- издание подобного акта управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом;
- наличие в нем норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Акты ФНС России не обладают перечисленными признаками. При этом необходимо учитывать следующее. ФНС России наделена полномочиями информировать налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, предоставлять письменные разъяснения (п. 5.6, 6.3 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506).
Следовательно, письма налоговой службы адресованы должностным лицам инспекций на всей территории России. Обязательность разъяснений непосредственно в этих актах не прописана. Однако в силу ведомственной субординации налоговые органы на местах руководствуются ими в правоотношениях с налогоплательщиками. Из этого следует, что, несмотря на то, что письма ФНС России носят информационно-разъяснительный характер, фактически перечисленные в них положения приобретают обязательный характер и для неопределенного круга налогоплательщиков.
Конституционный Суд РФ отметил, что издание налоговой службой подобных актов в форме разъяснения не может быть основанием для отказа в их проверке на соответствие законодательству РФ. Ведь, по сути, подобные разъяснения обладают нормативными свойствами.
В комментируемом постановлении оспариваемый п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" был признан неконституционным.
Суд постановил внести в законодательство соответствующие поправки.
До их внесения налогоплательщики вправе обращаться в Верховный Суд РФ с заявлениями об оспаривании информационных писем ФНС России в том же порядке, который предусмотрен для оспаривания нормативных правовых актов.