Документ
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 № 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Комментарий
При рассмотрении судами споров, связанных с применением Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ), возникает множество вопросов о применении отдельных положений этого закона на практике. В связи с этим Пленум ВАС РФ разъяснил ряд актуальных вопросов применения этого закона. Разъяснения Пленума могут быть интересны не только судам, но и организациям и предпринимателям, осуществляющим производство или оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Для хранения принадлежащей третьему лицу алкогольной продукции нужна отдельная лицензия
Пункт 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ предусматривает несколько видов лицензий, обязательных для осуществления той или иной деятельности, связанной с алкогольной продукцией. Пленум ВАС указал на то, что лицензия на производство (закупку), хранение и поставку либо на розничную продажу алкогольной продукции не охватывает оказание услуг третьим лицам по хранению принадлежащего им алкоголя.
Таким образом, если организация намерена оказывать услуги по хранению алкогольной продукции, она обязана получить соответствующую лицензию. При этом необходимо помнить, что хранение алкогольной продукции, принадлежащей третьему лицу, возможно только в установленных законом случаях (п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ).
Задолженность по уплате налогов не является нарушением лицензионных требований
Наличие задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов является одной из причин отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пп. 3 п. 9 ст. 19 Закона № 171-ФЗ). Если же такая задолженность возникнет в процессе осуществления лицензируемой деятельности, лицензирующий орган не вправе аннулировать или приостановить деятельность лицензии на этом основании. Дело в том, что наличие задолженности по уплате налогов не является нарушением лицензионных требований и не может служить причиной приостановления или отзыва лицензии.
За оборот нелегального спирта могут аннулировать лицензию как его производителя, так и организации-покупателя
Одним из оснований для аннулирования лицензии является производство и оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС).
Пленум ВАС обращает внимание на то, что аннулирование лицензии может быть применено не только к производителю алкогольной продукции, но и к организации, которая приобретает такую продукцию.
С учетом этого организациям-покупателям необходимо проверять подлинность федеральных специальных и акцизных марок приобретаемой алкогольной продукции визуально, а также с использованием доступа к специальным ресурсам (п. 3.3 ст. 12 Закона № 171-ФЗ). При этом довод о том, что визуальный осмотр не вызвал сомнений в подлинности марок, не освобождает организацию-покупателя от ответственности в случае выявления нелегальной продукции.
Несоблюдение формы и порядка представления декларации влечет наложение штрафа
Форма и порядок представления декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта утверждены постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815. Согласно этому документу декларация должна представляться исключительно в электронном виде.
Как указывает Пленум ВАС, несоблюдение этого правила влечет ответственность на основании ст. 15.13 КоАП РФ. Административный штраф в этом случае может составить до 100 000 рублей.
В случае приостановки использования оборудования для производства алкогольной продукции подавать декларацию не нужно
По общему правилу, установленному в п. 10 ст. 8 Закона 171-ФЗ, в случае невозможности соблюдения нормы минимального использования производственной мощности при производстве алкогольной продукции организация-производитель обязана направить в лицензирующий орган уведомление о приостановке использования производственного оборудования.
Как отмечает Пленум ВАС, в подобных случаях производитель алкогольной продукции освобождается от представления декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об использовании производственных мощностей. Декларацию можно не подавать за тот период, в котором имела место приостановка.
Производство и оборот алкогольной продукции можно осуществлять только в перечисленных в лицензии местах
Согласно п. 20 ст. 19 Закона № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции распространяется как на саму организацию, которой она была выдана, так и на ее обособленные подразделения. При этом адреса обособленных подразделений указываются в самой лицензии.
Организациям следует учитывать, что осуществлять лицензируемую деятельность на базе обособленных подразделений можно только в тех подразделениях, которые указаны в лицензии. Осуществление же такой деятельности в не поименованном в лицензии подразделении считается нарушением лицензионных требований.
Использование контрольно-кассовой техники при продаже алкоголя в городских поселениях обязательно
По общему правилу (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ) организации и предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, освобождены от применения ККТ при осуществлении видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
Пленум ВАС обращает внимание на то, что это правило не распространяется на организации и предпринимателей, продающих алкогольную продукцию в городских поселениях. Согласно специальной норме (абз. 1 п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ) они обязаны использовать ККТ во всех случаях продажи алкогольной продукции.
О применении ККТ при реализации алкогольной продукции см. также п. 4 письма ФНС от 10.09.2012 № АС-4-2/14961@.